MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Categories:

Оружие на пол, руки за голову, всем лежать мордой в пол


  • Платформа «Армата» и ее двигатель © Основной танк Т-14 на платформе "Армата". Фото НПК "УВЗ" На базе универсальной гусеничной платформы «Армата» уже создано три образца военной техники разного назначения, а в будущем могут появиться новые унифицированные машины. В существующих и ожидаемых проектах используется ряд унифицированных агрегатов и систем, в т.ч. силовая установка. Последняя была создана специально для платформы «Армата» и должна обеспечивать достижение высоких технических характеристик. Платформа и ее двигатель Программа разработки перспективной платформы и бронетехники на ее базе была запущена в середине 2011 г. Основные проектные работы заняли несколько лет, и уже в мае 2015 г. состоялся первый открытый показ бронемашин опытно-промышленной партии.


  • В этот же период начался длительный процесс испытаний, доработки и подготовки к полномасштабной серии. Базовую платформу «Армата» оснастили унифицированной силовой установкой, построенной на современных агрегатах. Ее параметры подобраны с учетом необходимости обеспечения высоких характеристик подвижности разной техники с отличающейся компоновкой и боевой массой. В зависимости от конструктивных особенностей бронемашины, силовая установка может размещаться в носовой или кормовой части корпуса. Дизельный двигатель В-92, используемый на танке Т-90. Фото "ЧТЗ-Уралтрак" Силовая установка «Арматы» выполнена на основе двигателя 12Н360 (также известны обозначения А-85-3А и 2В-12-3А), выпускаемого Челябинским тракторным заводом «ЧТЗ-Уралтрак». Любопытно, что двигатель на несколько лет старше универсальной платформы. По некоторым данным, такой двигатель создавался еще для перспективного танка «Объект 195», однако этот проект не продвинулся дальше испытаний. В двухтысячных годах организация-разработчик начала открыто показывать новый двигатель на военно-технических и промышленных выставках.

    На тот момент прямая связь этого изделия с танковой отраслью не подтверждалась. 12Н360 позиционировали как мотор для машин специального назначения и техники нефтегазовой промышленности. В дальнейшем стало известно о применении А-85-3А в проекте перспективной бронированной платформы. Такие двигатели должны были использоваться на всех образцах семейства и обеспечивать высокие энергетические параметры – вне зависимости от предназначения, компоновки, боевой массы и т.д. Новые решения Двигатель 12Н360 имеет 12 цилиндров и построен по Х-образной схеме, что позволило уменьшить габариты и массу. Длина изделия составляет 900 мм при ширине 1,8 м и высоте 830 мм. Сухая масса – 1,5 т. Таким образом, новый двигатель компактнее, но тяжелее предыдущих V-образных танковых моторов, таких как В-92. Двигатель для специальных машин и установок 12Н360. Фото Gurkhan.blogspot.com Двигатель выполнен четырехтактным и может использовать жидкое топливо разных типов.

    Цилиндры общим объемом ок. 35 л имеют систему непосредственного впрыска. Используется турбонаддув в виде двух газотурбинных нагнетателей, обслуживающих по половине цилиндров. Охлаждение блока цилиндров – жидкостное. Имеется промежуточное охлаждение наддувочного воздуха.

    Двигатель 12Н360 изначально имел переменную максимальную мощность. Первая модификация, в зависимости от режима, могла выдавать от 800 до 1500 л.с. при 1800-2100 об./мин. В дальнейшем сообщалось о планах по форсированию мотора с достижением 1800 л.с. и сохранением оборотов на прежнем уровне. Таким образом, при установке на машины семейства «Армата» с боевой массой на уровне 50 т, двигатель А-85-3А обеспечивает удельную мощность от 16 до 36 л.с. на тонну. Оптимальным значением этого параметра считается 25 л.с. на тонну, и новый мотор сохраняет серьезный запас характеристик для дальнейших модернизаций. 12Н360 на более поздней выставке. Фото "ЧТЗ-Уралтрак" С двигателем сблокирована механическая трансмиссия с роботизированным переключением передач. Ее основным агрегатом является центральная коробка передач со встроенным реверсом. Коробка имеет 8 передач, а реверс позволяет использовать их при движении вперед и назад. Таким образом, фактически обеспечивается 16 скоростей переднего и заднего хода. Двигатель, трансмиссия и прочие агрегаты силовой установки выполнены в виде единого блока, закрепляемого в моторно-трансмиссионном отделении ОБТ или иной бронемашины. В случае поломки имеется возможность извлечь блок целиком и установить новый. На эти процедуры, при использовании ремонтно-эвакуационной машины, требуется около получаса. Преимущества новизны За счет новой силовой установки унифицированная платформа «Армата» имеет значительные преимущества перед бронетехникой более старых моделей – как по основным техническим характеристикам, так и с точки зрения разработки проектов и последующей эксплуатации. Вид с другого ракурса. Фото Vpk.name В первую очередь, следует напомнить, что отечественная бронетехника впервые получит двигатели мощностью 1500 л.с. или более. Это даст очевидный прирост подвижности и проходимости, а также скажется на общей эффективности. При этом удельная мощность и удельный расход топлива улучшились в сравнении с более старыми дизелями. 12Н360 отличается большей гибкостью применения. Устанавливая необходимую максимальную мощность, его можно будет адаптировать к требованиям конкретной боевой или вспомогательной машины и получать оптимальное соотношение характеристик. Соответственно, технику разных типов можно будет комплектовать унифицированным двигателем, причем не только в рамках одной платформы. На стадии отработки На протяжении нескольких последних лет проходят разные стадии испытаний различных образцов техники на базе платформы «Армата». Известно о существовании некоторого количества основных танков, тяжелых БМП и БРЭМ на общем шасси с унифицированной силовой установкой. Силовой блок "Арматы" в сборе. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда" По известным данным, ходовые испытания такой техники проходят, в целом, без существенных затруднений. В недавнем прошлом Минобороны неоднократно публиковало эффектные кадры танков на полном ходу, обеспеченные двигателями 12Н360 и другими новыми агрегатами.

    Однако, насколько известно, в ходе испытаний были выявлены отдельные особенности и недостатки, требующие исправления. По следам форума «Армия-2019» сообщалось, что перспективный двигатель для «Арматы» по характеристикам экономичности, теплоотдаче, ресурсу и т.д.

    уступает современным зарубежным образцам, и это не устраивает военных. На тот момент предлагалось рассмотреть возможность использования другого двигателя. Впрочем, в дальнейшем сообщения о ремоторизации платформы не появлялись. Вероятно, отработка платформы и техники на ее базе в предложенной конфигурации успешно завершена и позволила избавиться от известных недостатков. Это позволяет продолжать производство бронетехники и передавать ее в войска для проведения очередных плановых мероприятий. Производство "Армат". Кадр из репортажа т/к "Звезда" Облик грядущего В контексте силовых установок для платформы «Армата» имеет место интересная ситуация. Сначала появился перспективный двигатель необычной схемы, и только затем началась разработка нового семейства техники. Затем такой мотор доработали под новые нужды, объединили с трансмиссией необходимой конструкции и ввели в состав унифицированных агрегатов платформы. В обозримом будущем техника на основе «Арматы» будет принята на вооружение и начнет поступать в войска в значительных количествах. В отдаленной перспективе эта платформа даже сможет стать основой парка российской бронетехники. Вместе с нею ключевым компонентом армейской матчасти станет унифицированная силовая установка на базе двигателя 12Н360. Очевидно, что развитие этого двигателя продолжится и приведет к появлению улучшенных модификаций или полностью новых изделий. Вполне возможно, что современный 12Н360 в итоге станет основой целого семейства – и займет то же место в истории танкостроения, что и легендарный В-2 в прошлом. Однако пока перед разработчиками двигателей и бронетехники стоят более приземленные задачи. Необходимо избавить двигатель от выявляемых недостатков и довести до полноценной эксплуатации, дав армии все новые преимущества.


  • Инцидент в Боскомб-Дауне: бесславная гибель «Авроры» © Коллаж TheDrive, посвященный теме инцидента в Боскомб-Дауне. Ночная авария Британская авиабаза Боскомб-Даун (Boscombe Down) – это аналог американской «зоны 51», предназначенной для испытаний самой современной и перспективной боевой авиатехники. Первоначально база принадлежала агентству DERA, функции которой во многом были схожи со знаменитым американским Агентством перспективных исследований в области обороны DARPA. С 2001 контору упразднили, и Боскомб-Даун оказался под юрисдикцией британского Министерства обороны и частной QinetiQ. Легендарная гиперзвуковая «Аврора».


  • Компьютерная реконструкция. Источник: wikimedia.org Большая часть историй, связанных с Боскомб-Дауном, так или иначе, наводит мысль о пресловутом крушении самолета в далеком 1994 году. Во многом это связано с завесой секретности, которую Лондон до настоящего времени отказывается снимать. Отсутствие официальных комментариев и настоящий заговор молчания заставляют конспирологов выдумывать самые невероятные версии произошедшего. Одним из наиболее правдоподобных вариантов развития событий было крушение опытного американского самолета-разведчика. Но обо всем по порядку. Поздним вечером 26 сентября на взлетно-посадочной полосе № 23 авиабазы Боскомб-Даун неизвестный самолет потерпел крушение. Очевидцы уверяют, что это произошло во время взлета и машина не получила серьезных повреждений.

    Как утверждает издание Independent, летательный аппарат как минимум сломал переднюю стойку и замер, уткнувшись носом в бетонку. Спецслужбы подошли к защите секретной машины очень ответственно – накрыли брезентом, оцепили периметр и аккуратно переместили в крытый ангар. Есть свидетельства, что на ВПП были замечены несколько машин скорой помощи. Это достаточно странно, учитывая не самый масштабный характер повреждений. Есть в версии, озвученной Independent, еще несостыковка.

    Авторы издания утверждают, что одними из первых на место крушения прибыли сотрудники спецподразделений SAS в штатском. Вопрос: как наблюдателям удалось определить ведомственную принадлежность подоспевших в Боскомб-Даун, если они были в штатском? Некий господин Оливер, наблюдавший за происходящим на авиабазе, вообще, рассказал о двух визитах SAS к месту инцидента. Первый раз спецназ прибыл на машинах, а второй – на вертолетах Agusta 109, которые, как оказалось, могли принадлежать в 1994 году только SAS. Дальнейшие события однозначно указывают на принадлежность разбившегося самолета американским ВВС.

    Издание Air Forces Monthly упоминает о двух американских самолетах, приземлившихся на авиабазу в первые два дня после инцидента. Первым был С-12 Huron ВВС Соединенных Штатов. В его появлении не было абсолютно ничего необычного, кроме того, что раньше эту машину здесь не замечали. Как отмечают комментаторы, подобные самолеты использовались Пентагоном для внутриевропейского трансфера. А вот с посадкой Boeing 707 на авиабазу Боскомб-Даун все не так просто. Во-первых, самолет был без опознавательных знаков, а, во-вторых, после 1994 года многие его подозревали в обслуживании секретных операцией ЦРУ и Командования специальных операций ВВС (AFSOC). Масла в конспирологический огонь добавила и компания E-System, какое-то время владевшая самолетом. В начале 90-х годов контора была замечена в сотрудничестве с ЦРУ в области работы над секретными летательными объектами. Постепенно у сторонних наблюдателей и аналитиков появилось понимание, что на ВПП Боскомб-Дауна разбился совсем не простой самолет. Основным профилем его работы могла быть разведка в интересах ВВС и ЦРУ.

    Самое интересное, что сетевое издание TheDrive раздобыло где-то описание разбившегося самолета. По словам очевидцев, у машины был угольно-серый фюзеляж со скошенными стабилизаторами и характерными скулами в носовой части. Размерами таинственный самолет походил на большой истребитель и имел фонарь, откидывающийся вперед. По всему видно: в Британии разбился самолет «Стелс». И забрали его американцы не куда-нибудь, а сразу на секретный завод Lockheed Skunk Works, более известный как USAF Plant 42 Airport в Палмдейле. Здесь собирают опытные самолеты для ВВС США. Сейчас, в частности, на 42-м заводе идет работа над беспилотным стелс-разведчиком RQ-170 Sentinel. Самолет икс Что же это за машина разбилась на секретной британской авиабазе? Часть аналитиков считает, что это была легендарная и сверхсекретная «Аврора» – самолет, о котором 90-е годы не говорили только из утюга. В пользу испытаний самолета на сверхзвуке (или даже на гиперзвуке) говорят многочисленные свидетельства очевидцев. За два года до аварии в Соединённых Штатах радиолюбитель поймал сигнал от летательного аппарата, спускавшегося с высоты в 20 километров. Примерно в это же время в Голландии местных жителей напугали мощные звуковые удары от неопознанного самолета. Исследователи отдельно упоминают, что это не мог быть Concord – гражданские авиаслужбы не фиксировали его полет. В самой Великобритании радиолюбители фиксировали многочисленные запросы на посадку высотных самолетов на аэродром Мачриханиш, до 1995 года принадлежавший ВВС США. Упоминаемое издание Air Forces Monthly в 1997 году предположило, что инцидент в Боскомб-Дауне связан с крушением самолета проекта ASTRA (Advanced Stealth Reconnaissance Aircraft). Вполне вероятно, его полеты были приняты за испытания пресловутой «Авроры». Машина ASTRA появилась в результате работы над глубокой модернизацией самолета-невидимки YF-23, участвовавшего в американском конкурсе Advanced Tactical Fighter на разработку истребителя пятого поколения.

    Lockheed Skunk Works мог вести отдельный проект разведывательной высотной машины на базе прототипа YF-23. Но на данный момент нет ни одной заслуживающей доверия информации о существовании «Авроры» или хотя бы машины проекта ASTRA. Бывший директор Skunk Works Бен Рия развенчал миф о существовании разведчика «Аврора». Якобы некий пентагоновский полковник случайно дал название программе разработки стелс-бомбардировщика В-2 имя «Аврора». С тех пор два этих проекта по какой-то причине стали жить двумя параллельными судьбами: В-2 превратился в осязаемую машину, а гиперзвуковая «Аврора» – так и осталась в умах конспирологов. Однако это не добавляет ясности в вопрос о происхождении разбившегося о ВПП Боскомб-Дауна самолета. Предполагаемый облик TR-3A Black Manta. Источник: pinteres.com Новую версию выдвинуло издание TheDrive, вспомнив об американском проекте TR-3A Black Manta. Эта невидимка предположительно разрабатывалась в конце 80-х как дозвуковой тактический разведчик, опционально оснащенный системой лазерной подсветки целей для ракетного удара. Авторы из TheDrive верят, что в ВВС США действительно существовало несколько таких самолетов. И что один из них бесславно погиб в Боскомб-Дауне. Но и в этом случае речь идет лишь о предположениях, не подкрепленных даже фотографией плохого качества.


  • Проект KAI KF-21. Прототип после презентации и до начала испытаний © 9 апреля южнокорейская корпорация KAI провела официальную презентацию опытного истребителя KF-21 Boramae.

    Первый показ самолета собственной разработки и постройки провели в виде торжественной церемонии с участием верховного руководства Южной Кореи и Индонезии. По результатам этого мероприятия можно вновь изучить перспективный истребитель и сделать новые выводы. Поколение «4++» Южная Корея начала работы по созданию перспективного истребителя еще в 2001 г. От предварительных исследований к проработке облика самолета удалось перейти только в начале десятых годов. В декабре 2015 г. корпорация KAI получила заказ министерства обороны на полноценную разработку проекта с рабочим обозначением KF-X. Согласно подписанному контракту, в начале двадцатых годов следовало вывести на испытания несколько опытных самолетов. В сентябре 2019 г. готовый проект KF-X прошел защиту, после чего началось строительство первого опытного самолета. В дальнейшем проект переименовали в KF-21 и присвоили ему имя Boramae. Так в Корее называют охотничьих ястребов возрастом 1-3 года – самых активных, агрессивных и умелых. Постройка первого прототипа в прошлом году сталкивалась с некоторыми трудностями, что привело к отставанию от утвержденного графика. Однако ее удалось завершить, и теперь «Ястреб» будут готовить к летным испытаниям. В соответствии с контрактом 2015 г., корпорация KAI должна построить шесть полноценных летных прототипов и два опытных образца в неполной конфигурации, предназначенные для наземных испытаний. По данным зарубежных СМИ, на заводе KAI уже ведется сборка этой техники. Южнокорейский проект перспективного истребителя имеет несколько любопытных особенностей. В первую очередь, это отсутствие амбиций в контексте поколений техники. Южная Корея имеет ограниченный опыт в авиастроении и поэтому не пытается сразу создавать истребитель последнего 5 поколения. Проект KF-21 предусматривает разработку самолета поколения «4++». Такой подход должен был обеспечить достаточно высокие тактико-технические характеристики при ограниченной сложности проекта. Кроме того, Южная Корея планирует закрыть потребности в истребителях 5 поколения за счет закупки американских F-35. Вследствие этого необходимость в собственном самолете следующего поколения пока отсутствует. Второй особенностью KF-21 является широкое использование иностранных комплектующих и технологий. Южная Корея не имеет достаточных компетенций в области двигателей, авионики и авиационных вооружений. Поэтому все подобные компоненты авиационного комплекса имеют иностранное происхождение. При этом осуществляется развертывание лицензионного производства на корейских предприятиях. Итоговый облик В ходе строительства неоднократно публиковались фотографии из сборочного цеха, а теперь на торжественной церемонии показали готовый самолет. KF-21 представляет собой одноместный двухдвигательный многоцелевой истребитель с достаточно развитым комплексом бортового оборудования. Самолет построен по нормальной схеме с трапециевидным крылом, боковыми воздухозаборниками и парой разваленных килей.



  • Внешне «Ястреб» похож на истребители последнего 5 поколения. Это связано с применением некоторых технологий, направленных на сокращение заметности в сравнении с «чистым» 4 поколением. В то же время, использованы не все известные стелс-решения, что ограничивает характеристики малозаметности и не позволяет в полной мере конкурировать с более совершенными машинами.

    В частности, KF-21 не получил внутренние грузоотсеки для вооружения. Силовая установка самолета состоит из двух двигателей General Electric F414-KI, выпускаемых по лицензии южнокорейской компанией Hanwha Techwin. Максимальная тяга двигателей – по 5,9 тыс. кгс, форсажная – 10 тыс.

    кгс. Благодаря этому самолет с взлетным весом более 17 т (максимальный ок. 25 т) сможет развивать скорость до 1,8М. БРЭО самолета составлено из доступных иностранных образцов и новых изделий, созданных при участии зарубежных организаций. Производство большей части новых приборов, в т.ч. лицензионное, планируется развернуть на мощностях компании Hanwha Techwin.

    KF-21 несет РЛС с активной фазированной антенной решеткой и оптико-локационную станцию, включенные в полноценный прицельно-навигационный комплекс. Предусматриваются средства радиоэлектронной борьбы для самообороны. В наплыве левого крыла предусматривается место для монтажа 20-мм автоматической пушки. Также KF-21 получил 10 точек внешней подвески – 6 под крылом и 4 под фюзеляжем. По причине отсутствия собственных южнокорейских образцов авиационного вооружения в обозримом будущем самолет будет использовать только импортные изделия. Так, в категории «воздух-воздух» будут представлены американские ракеты AIM-9 и AIM-120, а также европейские Meteor и IRIS-T. Схожим образом подберут и номенклатуру для работы по наземным целям. Большие планы Главной задачей KAI на ближайшие годы становится проведение испытаний и доводка конструкции новейшего KF-21. Согласно последним сообщениям, первый полет опытного самолета состоится в начале следующего года. Затем ожидается появление новых прототипов, которые тоже будут задействованы в испытаниях. Этот этап программы продлится до середины десятилетия. В 2026 г. заказчик и разработчик проекта планируют запустить серийное производство и достаточно быстро выйти на высокие темпы. Так, к концу 2028 г. Минобороны желает получить 40 новых самолетов. Не позднее 2032 г. собираются принять еще 80 машин. Согласно информации прошлых лет, строительство 120 истребителей обойдется примерно в 8,8 млрд долл. США. Вторым заказчиком новой техники должна стать Индонезия. Еще в 2010 г. появилось соглашение, согласно которому индонезийская сторона возьмет на себя часть финансирования программы KF-X, и для нее будет создан специализированный вариант проекта IF-X. В дальнейшем такой самолет пойдет в серию, и к 2040 г. ВВС Индонезии собираются получить 50 машин. Самолет планируют полноценно выводить на международный рынок. Предполагается, что KF-21 сможет составить конкуренцию другим современным истребителям и получить свою долю рынка. Конкурентными преимуществами южнокорейского самолета станут ограниченная заметность и достаточно высокие летные характеристики, современная бортовая аппаратура от ведущих иностранных производителей и возможность внедрения новых приборов или вооружений. Впрочем, KF-21 Boramae пока официально не выведен на международный рынок. Как следствие, заказы на такую технику не поступали, и в списке будущих эксплуатантов числятся только ВВС Южной Кореи и Индонезии. В ближайшем будущем KAI начнет принимать заказы, и ситуация может измениться. От этапа к этапу Южная Корея не имела опыта разработки современных истребителей, но запустила собственный проект. Самостоятельно и при помощи зарубежных коллег KAI провела необходимые научно-исследовательские работы, создала проект и уже построила первый опытный самолет.

    Через несколько месяцев он пройдет необходимые наземные испытания, после чего поднимется в воздух. Затем к нему присоединятся новые летные прототипы. Текущая ситуация позволяет Минобороны и KAI проявлять большой оптимизм и надеяться, что все следующие этапы программы KF-X / KF-21 будут выполнены в установленные сроки и в полной мере. Также составляются планы на отдаленную перспективу, оговаривающие производство самолетов для своих нужд и для иностранных заказчиков.

    В целом проект KF-21 на его текущей стадии можно считать удачным. Разумная постановка целей и задач с учетом своих возможностей, а также широкое использование чужой помощи позволили создать современный самолет с хорошими тактико-техническими характеристиками. Конечно, «Ястреб» не в состоянии конкурировать с передовыми иностранными разработками последнего поколения, однако в конфигурации «4++» он полностью соответствует требованиям исходных заказчиков и специфике предполагаемого боевого применения.


  • Мортира «Карл». Немецкая «дубина» для Брестской крепости © 600-мм мортира «Карл» и подвозчик снарядов на шасси танка Pz.Kpwf. IV Ausf. E, фото: waralbum.ru Самые большие пушки в истории.

    С приходом к власти Гитлера в 1933 году в Германии активизировались работы по созданию новых образцов вооружений и военной техники. Милитаризация страны продолжалась нарастающими темпами, при этом немцам удалось добиться успехов практически во всех сферах. Очень заметными они были и в артиллерии, где немецкая конструкторская школа была особенно сильна и опиралась на богатый опыт и наследие Первой мировой войны. Опыт Первой мировой диктовал постройку сверхмощных артиллерийских систем, которые могли эффективно использоваться против долговременных укреплений противника или особо укрепленных позиций. Благо цели для новых орудий были, к примеру, французская линия укреплений Мажино. Боевой опыт подсказывал немцам, что монструозные орудия эффективны против крепостей и фортов. Живым подтверждением этому была знаменитая «Большая Берта». Создание самоходной 600-мм мортиры «Карл» Над созданием новых артиллерийских систем сверхкрупных калибров в Германии задумались в середине 1930-х годов. В 1934 году Управление вооружений сухопутных войск отправило на немецкие предприятия техзадание на создание орудий, способных одним снарядом поражать защищенные объекты с бетонными стенами толщиной до 9 метров. Уже в 1935 году компанией «Рейнметалл-Борзиг» был разработан проект 600-мм мортиры. Предполагалось, что данная артиллерийская система сможет запускать снаряды весом в две тонны на расстояние в четыре километра. Планомерная работа над проектом началась в 1936. И в следующем году военные смогли по достоинству оценить все наработки немецких конструкторов. Проектирование новой артиллерийской установки велось под непосредственным руководством генерала от артиллерии Карла Беккера.



  • Он курировал проект со стороны военных и внёс несколько ценных замечаний и предложений во время разработки. Именно в честь этого офицера 600-мм самоходная мортира, которая на заводе проходила просто под обозначением Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное название «Карл».

    Это название прочно закрепилось за установкой во всей послевоенной историографии. Всего немецкий концерн «Рейнметалл-Борзиг» собрал семь самоходных мортир. Шесть из них приняли участие в боевых действиях. Так как все они были по-настоящему штучным товаром, каждая из них получила собственное имя: I – «Адам» (Adam), позднее переименован в «Бальдур» (нем. Baldur); II – «Ева» (Eva), позднее переименована в «Вотан» (Wotan); III – «Один» (Odin); IV – «Тор» (Thor); V – «Локи» (Loki); VI – «Циу» (Ziu); VII – «Фенрир» (Fenrir) – прототип, не принимавший участия в боевых действиях. 600-мм мортира «Карл», которая могла бы использоваться против французских и бельгийских укреплений, опоздала к вторжению во Францию. Французская армия и британский экспедиционный корпус были повержены достаточно быстро, а сама линия Мажино не сыграла сколь-либо значительной роли, не сумев защитить Францию от поражения. Первая установка была представлена немецким военным только в начале июля 1940 года. При этом полная сдача 600-мм самоходной мортиры «Адам» прошла лишь 25 февраля 1941 года. Шестую установку «Циу» вермахт получил 1 июля 1941 года. А седьмая мортира «Фенрир» была готова только в 1942 году. На ней немецкие инженеры прорабатывали вариант установки нового 540-мм орудия. Технические особенности мортир «Карл» Главной особенностью мортир «Карл» был самоходный лафет на гусеничном шасси.

    Мортиры могли передвигаться и маневрировать самостоятельно, развивая скорость до 10 км/ч. При этом они обладали крайне ограниченным запасом хода. До места расположения их должны были подвозить железнодорожным транспортом на специально созданных соединенных между собой пятиосных платформах. Перевозка мортиры «Карл» на железнодорожных платформах Была возможна и транспортировка автомобильным транспортом по дорогам с твердым покрытием на специальных тяжелых трейлерах.

    Для этого мортиру можно было разобрать на четыре составных части. Гусеничная ходовая часть самоходной мортиры получила гидромеханическую трансмиссию и состояла из 11 опорных катков малого диаметра и пяти поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса и заднего ленивца на каждый борт. В движение махину весом 126 тонн приводил рядный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507. Мощности двигателя в 750 л. с. было достаточно, чтобы обеспечить артиллерийской установке скорость до 10 км/ч. Размеры установки также поражали.

    Длина самоходной мортиры составляла 11,37 метра, ширина – 3,16 метра, высота – 4,78 метра. Экипаж мортиры состоял из 16 человек. При этом броня корпуса носила символический характер и была противопульной и противоосколочной – до 10 мм. Артиллерийская часть установки была представлена 600-мм нарезной мортирой с длиной ствола 8,44 калибра. Мортира устанавливалась на особом станке в средней части корпуса. Ствол мортиры был моноблочным. Подъемные механизмы обеспечивали максимальное наведение по вертикали до +70 градусов, угол горизонтальной наводки без поворота корпусом составлял 4 градуса.

    Скорострельность мортиры была небольшой – примерно один выстрел в 10 минут. 600-мм бетонобойный снаряд «Карла» в Варшаве, август 1944 года Для данной мортиры немцы подготовили три типа снарядов: фугасный весом 1250 кг (из которых 460 кг приходилось на взрывчатку) и два бетонобойных: легкий и тяжелый весом по 1700 и 2170 кг соответственно (масса взрывчатых веществ 280 и 348 кг). Бетонобойный снаряд весом более двух тонн мог поражать цели на удалении до 4,5 км, фугасный – на дальности до 6,5 км.

    Тяжелый бетонобойный снаряд, обладавший максимальной скоростью полета 220 м/с, обеспечивал пробитие до 3,5 метров железобетона или стальных плит толщиной 450 мм. Боевой дебют 600-мм мортир под Брестом Боевой дебют немецких сверхмощных артиллерийских систем, которые опоздали к моменту начала операции против Франции, состоялся уже 22 июня 1941 года при штурме Брестской крепости. Для кампании против СССР немцы выделили две батареи созданного до войны 833-го дивизиона артиллерии особой мощности. 1-я батарея в составе мортир «Адам» и «Ева» и 60 снарядов к ним передавалась в состав 17-й армии группы армий «Юг». А 2-я батарея 833-го дивизиона прибыла в Тересполь. Под Брестом оказались мортиры «Тор» и «Один» и 36 снарядов к ним. Задействовать их группа «Центр» планировала при ударе в районе Брестской крепости. Примечательно, что 1-я батарея в составе 17-й армии выпустила только 4 снаряда. После чего мортиры просто вывезли с фронта. В рапорте командующего 4-го корпуса 23 июня указывалось, что необходимости в дальнейшем использовании 600-мм мортир больше нет. При этом при их эксплуатации возникли технические трудности. Самоходная мортира «Один» готовится к стрельбе в районе Брестской крепости, фото: waralbum.ru В то же время мортиры, действовавшие против укреплений Брестской крепости, израсходовали почти все боеприпасы. Они открыли огонь вместе со всей артиллерийской группировкой немецких войск, сосредоточенной в этом районе, ранним утром 22 июня. При этом в первый день войны мортиры сделали всего 7 выстрелов. Самоходная мортира «Тор» выпустила три снаряда, четвертый выстрел произвести не удалось, возникли трудности. Мортира «Один» выпустила по укреплениям 4 снаряда, пятый произвести не получилось из-за дефекта боеприпаса. До вечера 22 июня обе мортиры простояли с заклиненными в казенниках снарядами, разрядить их не получалось. При этом эффективность их огня в тот день была весьма условной, но на всех очевидцев произвела сильное впечатление.

    Снаряды «Карлов» оставляли после взрывов воронки диаметром 30 метров и глубиной до 10 метров. При этом в небо поднималось облако песка и пыли на высоту до 170 метров. Несмотря на чудовищные по силе взрывы, после взятия крепости немцы установили, что прямых попаданий в бетонные укрепления не было совсем. В первый огневой налет мортиры выпустили четыре снаряда по ДОТу, расположенному на Западном острове. Это был ДОТ рядом с казематированном редюитом, в котором располагалась окружная школа шоферов пограничных войск. При этом в позициях полевого заполнения и ДОТах на Западном острове в момент артиллерийского обстрела никого не было. При этом уже 22 июня было зафиксировано одно попадание снаряда «Карла» в здание 9-й погранзаставы на Центральном острове. Снаряд угодил в то крыло, где жили семьи пограничников. Свою кровавую жатву эти артиллерийские монстры, безусловно, собрали. Всем, кто оказывался вблизи разрывов снарядов этих мортир, можно было только посочувствовать. Остатки разрушенной попаданием мортиры «Карл» полубашни возле Тереспольских ворот, фото из архива автора Несмотря на то, что прямых попаданий в ДОТы, находившиеся на территории крепости, немцы не зафиксировали, снаряды «Карлов» поражали обычные постройки и укрепления. Так уже 23 июня было зафиксировано прямое попадание 600-мм снаряда в полубашню Цитадели возле Тереспольских ворот. Снаряд «Карла» уничтожил полубашню почти до основания, её развалины можно наблюдать и сегодня. При этом данное попадание уничтожило очаг обороны советских войск в районе Тереспольских ворот. Всего за 22, 23 и 24 июня «Карлы» выпустили по крепости 31 снаряд, в наличии после этого оставалось пять снарядов, три из которых невозможно было использовать для стрельбы. Как показал последующий осмотр крепости, два из упавших на её территории снарядов не взорвались. В целом эффективность артсистемы была достаточно высоко оценена немцами.

    В направленном в Берлине отчете отмечалась высокая эффективность орудий. Не попадая в сравнительно небольшие по размерам доты, 600-мм снаряды разрушали здания и укрепления крепости XIX века. Разрывы этих снарядов защитники крепости ощущали на себе, даже находясь в подвалах. Как вспоминал впоследствии командир взвода 455-го стрелкового полка Александр Махнач, удары «Карлов» сотрясали подвалы казарм полка: «От взрывной волны у людей шла кровь из ушей и носа, рот нельзя было закрывать». Мортира «Карл» под Варшавой во время стрельбы, фото: waralbum.ru Обстрел Брестской крепости стал для мортир «Карл», возможно, главным событием всей Второй мировой войны. Хотя позднее они использовались и при осаде Севастополя, а в августе 1944 года и при подавлении Варшавского восстания.

    Мы можем лишь в пояс поклониться защитникам Брестской крепости, которые держали оборону под огнем этих чудовищных артиллерийских «дубин» вермахта в страшном июне 1941 года. Судьба самоходных мортир До наших дней сохранилась всего одна установка «Карл», захваченная войсками Красной армии. Увидеть эту самоходную мортиру жители России и гости нашей страны могут в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке. При этом доподлинно неизвестно, какую именно установку захватили советские войска. Долгие годы считалось, что это «Ziu», но во время реставрационных работ в Кубинке под слоем краски была обнаружена надпись «Adam». Именно это имя собственное и было оставлено на мортире, которая сейчас находится в Московской области. Мортира «Тор» летом 1944 года была сильно повреждена во время авианалета. Позднее остатки самоходной мортиры захватили войска союзников. В начале 1945 года немецкие солдаты сами взорвали мортиры «Вотан» (бывшая «Ева») и «Локи», позднее их остатки захватила армия США. 600-мм самоходная мортира «Карл» в Кубинке Американцам же досталась и опытная установка «Фенрир». Мортиру успели испытать на Абердинском полигоне, но после этого почему-то не передали в музей, а отправили на слом. При этом экспонат был по-настоящему редким.

    Ещё одна мортира «Один» также была взорвана немецким экипажем по причине невозможности проведения эвакуации. Одну из мортир, как мы отметили выше, захватили в целом состоянии 20 апреля 1945 года советские войска в районе города Йютербог (Jüterbog). Судьба ещё одной установки остается неизвестной.


Tags: army, new
Subscribe

  • Ну, спасибо.

    Что, по боту соскучились?

  • Обзор казахской прессы

    Это чтоб вы знали, о чём пишет центральная казахская газета, чтоб потом не возникало вопросов - типа ой, а куда это вы пошли? Обзор казахской…

  • Москву основали казахи

    Ученый утверждает, что Москву основали казахи Казахстанский ученый, абаевед Мекемтас Мырзахмет признался, что разговоры о «казахском…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • Ну, спасибо.

    Что, по боту соскучились?

  • Обзор казахской прессы

    Это чтоб вы знали, о чём пишет центральная казахская газета, чтоб потом не возникало вопросов - типа ой, а куда это вы пошли? Обзор казахской…

  • Москву основали казахи

    Ученый утверждает, что Москву основали казахи Казахстанский ученый, абаевед Мекемтас Мырзахмет признался, что разговоры о «казахском…