MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Categories:

Оружие на пол, руки за голову, всем лежать мордой в пол


  • Боевые самолеты. Я не «Бостон», я «Опустошитель»! © Продолжаем тему самолета от фирмы «Дуглас».

    Сегодня идем дальше и у нас А-20, который вроде бы продолжение DB-7, но как бомбардировщик. Хотя называется на букву «А», что означает, что он штурмовик. Да, самолет по идее должен был заменить старый штурмовик «Нортроп» А-17А, но что-то пошло не так. Победитель конкурса штурмовиков был принят на вооружение в качестве легкого бомбардировщика. Кстати, примерно такая же судьба оказалась у второго финалиста конкурса. Это самолет от фирмы «Норт Америкэн» NA-40, который оказался побольше в размерах и весовой категории, как-то из штурмовиков оказался в стане средних бомбардировщиков, был принят на вооружение и провоевал всю войну. Мы знаем его как В-25. Вот такие коллизии… А вот А-20 и А-20А штурмовиками считать перестали и определили в стан легких бомбардировщиков. Но переименовывать почему-то не стали. То ли из соображений маскировки и дезориентации противника, то ли просто было лень.



  • Сперва военное ведомство не баловало «Дуглас» большими заказами, но в октябре 1940 года случилось чудо: для армейской авиации заключили огромный контракт на поставку 999 бомбардировщиков А-20В и 1489 разведчиков 0-53. Самолет 0-53 это все тот же А-20, отличие состояло в наличии дополнительного фотооборудования. Ни одного 0-53 не построили. А вот А-20 и его первая модификация А-20А пошли в серию в конце осени 1940 года. А-20А даже раньше начал выпускаться, поскольку модель была ближе по конструкции к уже изготовленным экспортным DB-7. А-20А оснащались моторами R-2600-3. Вооружение состояло из девяти 7,62-мм пулеметов: четыре неподвижных курсовых в носу, два сверху в задней кабине, один там же внизу в люке и два неподвижных в мотогондолах. Естественно, пулеметы были от «Браунинга», в отличие от британских «Виккерсов» имели ленточное питание, но лента американского пулемета укладывалась в короб под стволом и была не очень длинной, так что короба приходилось менять. Не так часто, как британские «короткие» магазины, но тем не менее. Самолет мог нести фугасные, осколочные и химические бомбы разных калибров. Самой большой являлась бомба в 1100 фунтов (480 кг), при размещении ее в бомбоотсеке отсек заканчивался и что-то подвесить можно было только на внешних держателях. Пулеметы в мотогондолах ставили не всегда, а иной раз их демонтировали в частях, поскольку ценность пулеметов, стреляющих просто куда-то в точку позади машины, была очень сомнительна. В общем, А-20 не очень сильно отличался от DB-7 британского и французского контрактов, но тем не менее, сочли, что самолет достоин другого названия. И так вместо «Бостона» появился «Хэвок». В Британии так назвали версию ночного истребителя, а в США все А-20 шли как «Хэвок». В конце 1941 года первые А-20 отправились за океан: ими начали комплектовать 58-ю эскадрилью на Гаваях.

    Там на аэродроме Хикам 7 декабря 1941 года эскадрилья угодила под налет японской авиации, разносившей Перл-Харбор. Боевое крещение вышло так себе: на земле сгорели два А-20, остальные просто не смогли взлететь и что-то такое продемонстрировать. И к боевым действиям А-20 вернулись почти через полгода, когда уже пошел в серию А-20В. 58-я тогда отделалась легко - сгорели всего два ее А-20А.

    Но остальные не смогли подняться в воздух и принять участие в поисках японских кораблей. С этого момента прошло более полугола, прежде чем А-20 продолжили свою боевую карьеру на Тихом океане. Сдачу последних А-20А завершили в сентябре 1941 г. Далее для американской военной авиации выпускали А-20В.

    Он получил моторы R-2600-11, остекление носовой части как у DB-7A и горизонтальную укладку бомб в бомбоотсеке вместо вертикальной. Изначально А-20В спроектировали с беспрецедентно мощным оборонительным вооружением: три дистанционно управляемые турели, над и под кабиной стрелка и в носу. Каждая несла по два «Браунинга» 7,62-мм. Турели признали не очень надежными и тяжелыми, а потому вооружение было пересмотрено в сторону упрощения и усиления одновременно. Так в носу установили два пулемета 12,7-мм, в верхней позиции у стрелка поставили такой же. Питание было короткой лентой из короба, как и раньше. В нижнем люке оставили пулемет 7,62-мм. На некоторых машинах оставили пулеметы в мотогондолах, стрелявшие назад. Всего было изготовлено 999 машин модификации А-20В. Но в целом у американцев возник вполне неплохой план: максимально усреднить и унифицировать одну модель, которую можно гнать в огромных количествах для всех желающих. Американские и британские ВВС заказывали все больше самолетов, которые сгорали в огне войны, так что реальный смысл в этом был.

    Так появилась модификация А-20С, которая была максимально унифицирована с DB-7В. Моторы стояли от «Райта» R-2600-23 мощностью 1600 л.с. Кабина штурмана была сделана как на А-20А.

    Пулеметов осталось семь (снова четыре в носу, два на турели сверху у стрелка и один в люке внизу) калибром 7,62-мм. Пулеметы из мотогондол убрали, так как убедились в их полной неэффективности. Была улучшена бронезащита и введено протектирование баков. Запас топлива увеличили до 2044 литров. Большая часть А-20С ушла на экспорт. Первые 200 самолетов отправились в Великобританию. Там бомбардировщики стали «Бостонами» 111 и 111А. Еще 55 А-20С были отправлены в Ирак для передачи Советскому Союзу. Но Черчилль уговорил Сталина поменять эти машины на истребители «Спитфайр», которые попали в ПВО Москвы.

    А А-20С пополнили британские эскадрильи в Египте. Именно на базе А-20С провели эксперимент по переделке бомбардировщика в торпедоносец. 56 самолетов оснастили внешними держателями, на которых подвесили торпеду весом 2000 фунтов/908 кг. Вообще модернизируя А-20 и унифицируя «Хэвок» с «Бостоном» предыдущих выпусков, американцы в первую очередь облегчали жизнь себе. На Тихом океане разворачивались сражения, в которых авиация начала сгорать. И кто быстрее смог пополнить потери, тот однозначно имел бы преимущество. И дальнейшие модернизации А-20, как ни странно, вернули самолет из бомбардировщиков в штурмовики.

    Причем, в очень тяжелые штурмовики. И для того, чтобы более эффективно работать по небронированным или легкобронированным целям, начались работы по усилению курсового вооружения. Так получился А-20G, чистой воды штурмовик. Штурмана убрали, за его счет усилили бронирование, а в носу разметили просто жуткую батарею из четырех пушек М1 (Это известная «Hispano-Suiza 404», выпуск которой наладила фирма «Bendix Aviation Corporation») и двух 12,7-мм пулеметов «Браунинг». Носовую часть пришлось удлинить, потому что вся эта роскошь не помещалась. Пушки имели боекомплект 60 снарядов, пулеметы по 400 патронов. В общем – было чем пострелять. Бронирование – это отдельная тема. Если смотреть по нашим меркам того времени, то в сравнении с советским штурмовиком Ил-2, А-20 был бронирован очень слабо. Если смотреть на немецкие самолеты – он вообще не бронировался.

    Бронирование в основном состояло из 10 или 12-мм плит, которые делались из алюминиевого сплава и одновременно эти плиты выполняли роль перегородок и переборок. Стальные листы такой же толщины прикрывали летчика (голову и плечи) и снизу стрелка-радиста.

    Бронестекло было и у летчика спереди, и у стрелка. Стальными пластинами прикрывались пулеметы и короба с патронами у стрелка-радиста. Вооружение у стрелка осталось на прежнем уровне: «Кольт-Браунинг» 12,7-мм с 550 патронами для стрельбы вверх-назад и «Браунинг» 7,62-мм с 700 патронами для стрельбы вниз-назад. Вместо бомб была предусмотрена подвеска четырех топливных баков по 644 литра каждый. Дальность полета увеличилась с ними больше чем вдвое. Самолет изрядно прибавил в весе (почти на тонну стал тяжелее), естественно, уменьшилась скорость и ухудшилась маневренность. Зато пушки в носу сдвинули центровку машины вперед, что положительно сказалось на устойчивости самолета. Но зато секундный залп составил 6,91 кг/сек. Немного было на тот момент самолетов, которые смогли так. В Советском Союзе таких самолетов не было до того момента, как первая партия А-20G-1 из 250 машин в полном составе была отправлена в СССР. Самолет вызвал двоякие ощущения: с одной стороны, до живучести Ил-2 ему было очень далеко.

    С другой стороны, вмазать мог по полной программе из своих стволов. А вот американским летчикам пушки «не зашли». И начиная с пятой серии в носу начали устанавливать шесть крупнокалиберных пулеметов с боезапасом в 350 патронов на ствол. 7,62-мм пулемет в нижней точке тоже заменили на 12,7-мм.

    Это вообще положительно сказалось на вопросах снабжения: один вид боеприпасов вместо трех. Учитывая, что акватория Тихого океана, где США вели войну с Японией, была огромной, такой поворот сказался очень положительно. А вот вместо верхнего пулемета стрелка (он к тому времени перестал быть радистом, спасибо фирме «Моторола») установили электрическую турель «Мартин» 250Е с двумя пулеметами 12,7-мм. Скорострельность выросла вдвое. Не надо было мучиться со сменой коробов, там сплошная лента шла из большого ящика, который вертелся вместе с турелью. Вообще электротурель оказалась очень приятным делом. Моторы крутили башенку на 360 градусов со скоростью, недоступной ранее. И обзор у стрелка значительно улучшился, да еще и не задувало в башню так, как при открытой турели. Плюсов было много, минус только один – вес установки. Пришлось усиливать планер. Зато усиление планера позволило увеличить бомбовую нагрузку. Получилось немного увеличить задний бомбоотсек, а на подкрыльевые бомбодержатели стало возможным подвешивать бомбы по 227 кг. Отказались от подкрыльевых подвесных баков, а вместо них ввели один подфюзеляжный бак на 1 416 литров. Таким образом, от модели к модели, А-20 эволюционировал как боевой самолет. Да, он становился все тяжелее, терял скорость, становился неуклюжим, но как боевой самолет фронтового применения, он оставался очень грозным оружием. Подавляющее количество изготовленный А-20G, а выпустили их 2 850 штук, отправили в СССР. Их дорабатывали, наши ВВС требовали место для четвертого члена экипажа, нижнего стрелка.

    Британцам А-20G не понравился, он не совсем вписывался в их концепцию применения таких самолетов.

    Очень небольшое количество А-20G попало в ВВС США и Корпус морской пехоты. Зато у нас «Жучок» оторвался по полной программе. Да, в наших документах самолет значился как А-20Ж, потому и стал «Жучком». Не самое плохое прозвище, если честно, особенно если вспомнить, как именовали «Харрикейна» и «Хэмпдена». Поставляли нам «Жучков» двумя способами: через Иран или Аляску. Впервые в небе Великой Отечественной А-20 появился в 1943 году. Самолет закономерно НЕ применялся, как штурмовик, отдав это дело Ил-2. Действительно, очень слабое бронирование позволяло наносить штурмовые удары только пользуясь внезапностью.

    На малых высотах А-20 оказался очень уязвим для немецкой малокалиберной ПВО именно из-за больших размеров и слабой брони. Так что штурмовками занялся Ил-2, а А-20 начал выполнять иные задачи. И, надо сказать, что в ВВС РККА этот самолет может претендовать на звание самого универсального. Дневной и ночной средний бомбардировщик. Разведчик. Тяжелый истребитель.

    Минный заградитель. Торпедоносец. Транспортный самолет. Вообще самолет понравился советским летчикам. Да, претензии были, но они были реально незначительны. Техники ругались на сложность обслуживания и требовательность по бензину и маслу, стрелки жаловались на сильное рассеивание пуль из оборонительных пулеметов, кислородные маски не любили холода и закупоривались конденсатом. Но надежность оружия, его количество, огневая мощь, удобство пользования и днем, и ночью – все это сделало А-20 уважаемым самолетом. В НИИ ВВС РККА А-20 даже зачислили в истребители-бомбардировщики. Отдельно говорилось о необходимости штурмана в экипаже. Существовали переделки как кустарные, так и полукустарные. В ВВС РККА «Опустошители» успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода - Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии. Действительно, А-20G опустошали все, до чего могли долететь. Бомбы с A-20G помогли остановить немецкое контрнаступление в Венгрии. В той половине танков, что были уничтожены с воздуха, если и немалый вклад А-20. Во время Венской операции одна только 244-я авиадивизия уничтожила 24 танка и бронетранспортера, 13 складов, 8 мостов и переправ, 886 автомашин. В апреле 1945 года «Опустошители» появились в небе над Берлином. 221-я авиадивизия помогала штурмовать Зееловские высоты. 57-й полк летал тогда, когда все не могли оторваться от земли по погодным причинам. Именно А-20 первыми сбросили бомбы на Берлин в рамках штурма города. Это случилось 22 апреля. А 23 апреля эскадрилья лейтенанта Гадючко разнесла мост через Шпрее. Если верить документам, то последний боевой вылет «Опустошители» совершили 13 мая 1945 года, вразумляя непонятливых из 8-й армии в Австрии. Продолжая тему эволюции, стоит отметить, что несмотря на то, что с «Хэвока» бомбили, как с истребителя: с пологого пикирования или с малой высоты, в штурмане все равно была очень большая необходимость. У нас кроме переделки самолета под размещение штурмана, прибегли к тактике 30-х годов: впереди шел лидер группы, по действиям которого работали все самолеты. Группа бомбила практически залпом. Так себе тактика, но иной просто не было. И вот тогда в серию пошел А-20J. У этой модели в носовой части была сделана кабина штурмана. Полностью прозрачный нос, гиростабилизированный бомбовый прицел «Норден» М-15 – мечта, а не самолет. Понятно, что пулеметов стало меньше, два 12,7-мм по бокам кабины, турель от «Мартина» еще с двумя пулеметами и тот, что стрелял вниз. В американской авиации A-20J придавались всем частям, вооруженным A-20G из расчета один на звено. Использовались они и самостоятельно - как разведчики или при выполнении заданий, требовавших очень точного бомбометания. Кроме A-20J в конце войны в дело пошли модификации А-20К и А-20Н. Они отличались от модели А-20G более мощными моторами R-2600-29, форсированными до 1850 л.с.

    Однако эти модели выпускались не такими уж большими сериями, не более 500 машин. А на модели «К» эволюция «Хэвока закончилась. Кстати, капризные британцы охотно использовали модели A-20J и А-20К. 169 A-20J под названием «Бостон» IV, а 90 штук А-20К под названием «Бостон» V применялись в составе Королевских ВВС во Франции и Средиземноморье вместе с самолетами более ранних модификаций. До 1945 года А-20 продолжали поставляться в СССР.

    Всего по ленд-лизу в СССР было поставлено 3066 шт. А-20 различных модификаций. «Опустошители» очень активно участвовали в воздушных сражениях на Кубани 1943 года. В 1944 году в дело пошли А-20 в версии ночных истребителей, вписав тем самым еще одну страницу в истории применения самолета в ВВС РККА. Оснащённые радиолокатором «Гнейс-2» самолёты использовались в качестве ночных истребителей.

    Ими была вооружена 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия. И в морской авиации самолёты с РЛС тоже весьма широко использовались для поиска надводных кораблей. Итог можно подвести такой: американские инженеры смогли создать великолепный универсальный самолет, который смог стать очень полезным.

    Но для этого он должен был попасть в «прямые руки». Как и в случае с «Аэрокоброй», это были руки советских летчиков и техников, которые смогли взять от машины все и еще чуть-чуть сверх того. ЛТХ модификации A-20G-45 Размах крыла, м: 18,69 Длина, м: 14,63 Высота, м: 4,83 Площадь крыла, м2: 43,20 Масса, кг - пустого самолета: 8 029 - нормальная взлетная: 11 794 - максимальаня взлетная: 13 608 Двигатель: 2 х Wright R-2600-A5B Twin Сyclone х 1600 л.с.

    Максимальная скорость, км/ч: 510 Крейсерская скорость, км/ч: 390 Максимальная дальность, км: 3 380 Практическая дальность, км: 1 610 Скороподъемность, м/мин: 407 Практический потолок, м: 7 230 Экипаж, чел: 3 Вооружение: - шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня; - два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом; - один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа; - бомбы: 910 кг бомб в бомбоотсеке и 910 кг на подкрыльевых узлах. Всего было произведено 7 478 единиц А-20 всех модификаций.


  • Опасный, но немногочисленный противник. САУ Ferdinand © САУ Ferdinand из парка "Патриот" (ранее хранилась в музее г. Кубинка). Машина стала трофеем РККА в ходе Курской битвы В июле 1943 г. гитлеровская Германия впервые применила новейшие самоходки-истребители танков Sd.Kfz.184 / 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) / Ferdinand. Эти машины, отличавшиеся мощным бронированием и вооружением, должны были прорвать советскую оборону и обеспечить общее наступление Вермахта.


  • Однако, несмотря на все технические преимущества, «Фердинанды» под Курском и на других участках фронта нередко несли серьезные потери. Боевые миллиметры Производство САУ Ferdinand стартовало в начале 1943 г. и продолжалась до лета. За несколько месяцев было изготовлено всего 91 бронемашин; на этом производство остановилось и более не возобновлялось. Все САУ были распределены между 653-м и 654-м тяжелыми противотанковыми батальонами (Schwere Panzerjäger Abteilung), включенными в состав 656-го танкового полка. Батальон изначально включал три роты по три взвода и имел 45 бронемашин. В дальнейшем, по мере потери матчасти, батальоны переформировывались и оптимизировались. Корпус САУ Sd.Kfz.184 выполнили из катаной брони большой толщины. Незначительно наклоненные лобовые детали имели толщину 100 мм и дополнялись 100-мм накладным экраном. Борта делались из листов толщиной 80 мм (верх) и 60 мм (низ); корма – 80 мм. Корпус получил 30-мм крышу и днище толщиной от 20 до 50 мм. Рубка с орудием по своей защите соответствовала корпусу. Она имела 200-мм лоб и 80-мм борта и корму. Лобовая броня дополнялась маской толщиной 125 мм. Маска, орудие и лоб рубки со следами попадания - "Фердинанд" из Танкового музея г. Бовингтон В рубке устанавливалась противотанковая пушка PaK 43/2 калибра 88 мм со стволом длиной 71 клб. Высокая мощность этого орудия привела к необходимости применения развитого двухкамерного дульного тормоза и противооткатных устройств. Горизонтальная наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 28°, вертикальная – от -8° до +14°. Пушка PaK 43/2 использовала унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом Pzgr.39-1 (наиболее массовый боеприпас), подкалиберным Pzgr.40/43 или осколочно-фугасным Sprgr.43. Бронебойные боеприпасы отличались высокими характеристиками. Так, с 100 м снаряд Pzgr.39-1 пробивал более 200 мм гомогенной брони (наклон 30° от вертикали), а Pzgr.40/43 – ок. 240 мм. На 1 км пробиваемость составляла 165 и 193 мм соответственно. С 2 км снаряды пробивали 132 и 153 мм брони. Преимущества и недостатки На момент своего появления пушка PaK 43/2 пробивала броню всех танков антигитлеровской коалиции с дистанции не менее 2-2,5 км. Эта ситуация сохранялась до 1943-44 гг., когда на вооружении стран-союзников появились новые тяжелые танки с более мощным бронированием. Однако и они рисковали при сближении с «Фердинандом». Немецкие самоходчики едут на фронт, Курская дуга, июль 1943 г. В исходной конфигурации самоходка не имела пулемета для самозащиты. Его ввели только при модернизации 1944 г. Пулемет MG-34 ставился на установке в лобовой амбразуре корпуса. Считается, что отсутствие пулемета на ранних стадиях эксплуатации и ограниченный сектор обстрела на поздних негативно сказались на устойчивости САУ при встречах с пехотой противника. Бронирование с толщиной до 200 мм обеспечивало немецкой самоходке защиту почти от всех ожидаемых угроз. Впрочем, полная безопасность не гарантировалась. Уже в ходе первых эпизодов боевого применения САУ Sd.Kfz.184 понесли потери от мин, артиллерии и пехотного оружия. Вскоре советские специалисты изучили трофейные машины и провели испытания обстрелом, в результате чего появились рекомендации по борьбе с такой техникой. Пара уничтоженных самоходок. Командирский "Фердинанд" на заднем плане попал под огонь артиллерии и потерял ход, после чего красноармейцы подожгли его Было установлено, что 45-мм и 76-мм пушки РККА поражают только бортовую броню и только с применением некоторых типов снарядов, причем в ограниченном диапазоне дальностей. 85-мм снаряды с 1 км пробивали борт или застревали в нем, но выбивали осколки с внутренней стороны брони.

    Наилучшие результаты показала гаубица МЛ-20. Ее снаряд калибром 152 мм расколол лобовой лист корпуса и накладной экран общей толщиной 200 мм. На поле боя Оба противотанковых батальона на «Фердинандах» были задействованы в ходе операции «Цитадель». Новейшие самоходки при поддержке другой бронетехники должны были прорвать советскую оборону на северном фасе Курской дуги. В течение нескольких следующих недель САУ Sd.Kfz.184 активно участвовали в боях, наносили ущерб РККА и несли потери. При этом в полной мере были показаны основные особенности такой техники. Те же машины с другого ракурса Первые бои с участием Ferdinand прошли 8-9 июля 1943 г. Используя свои технические преимущества, германские самоходчики с большой дистанции атаковали советские танки и укрепления. За время Курской битвы они отчитались об уничтожении сотен бронемашин РККА – хотя это далеко не соответствует советским данным. Одновременно имели место серьезные потери. До конца августа по разным причинам было потеряно 39 самоходок, и 50 остались в строю. Порядка четверти потерь «Фердинандов» пришлось на первые дни битвы и обеспечено красноармейцами-саперами. 10 самоходок подорвались на минах и загорелись либо были подожжены советской пехотой после потери хода. Попытки эвакуировать подбитую технику провалились из-за отсутствия необходимых средств. Еще пара "Фердинандов" с поврежденной ходовой частью Артиллерия и танки РККА имели ограниченный потенциал против немецких САУ, однако все же нанесли им некоторый урон. Так, не менее 5-6 бронемашин получили повреждения ходовой части и/или других агрегатов, после чего были брошены. В частности, одна из самоходок загорелась вследствие попадания 76-мм снаряда в район топливного бака.

    Известно о повреждении пушек. Несколько машин попали под огонь советских тяжелых гаубиц с фатальными последствиями. Одна из них погибла от прямого попадания 203-мм снаряда в командирский люк. Известен случай уничтожения САУ в результате попадания снаряда меньшего калибра в открытый люк механика-водителя. На курском направлении активно работали ВВС РККА, однако достоверно известно только об одной успешной атаке на «Фердинанда». Бомба с самолета Пе-2 попала в крышу боевого отделения и взрывом уничтожила его. Одна из самоходок на начальном этапе сражения попала под огонь германской артиллерии, получила повреждения и была брошена. Еще несколько САУ поломались во время боев по тем или иным причинам, причем в двух случаях имел место пожар. 2 августа 1943 г. красноармейцы освободили ст.

    Орел и взяли трофеем целую немецкую самоходку, готовившуюся к эвакуации. Результат прямого попадания авиабомбы В дальнейшем оставшиеся полсотни машин Ferdinand использовались на Никопольском плацдарме, в Италии и на территории Германии. Постепенно по тем или иным причинам была потеряна большая часть имевшихся самоходок. При этом причины потерь принципиально не изменялись, хотя их соотношение зависело от различных факторов. Неоднозначный результат В проекте Sd.Kfz.184 использовались решения, направленные на получение максимально возможных характеристик защиты и огневой мощи.

    Одновременно с этим имелось несколько неоднозначных особенностей и явных недостатков. В июле 1943 г. машины в такой конфигурации вышли на поле боя и частично оправдали ожидания. Пушка и броня показали себя с лучшей стороны – но возникли иные проблемы. На Курской дуге и на других фронтах «Фердинанды» сражались не только с танками. САУ рисковала подорваться на мине, попасть под огонь тяжелых гаубиц, получить неудачное попадание в жизненно важный агрегат и т.д. Также существовала вероятность поломки, а отсутствие эвакуационных средств зачастую приводило к фактической потере техники. Известное фото Я. Халипа с подбитой самоходкой. На стволе сидит журналист и писатель К.М. Симонов Серьезной проблемой стало малое количество самоходок. Два батальона с девятью десятками бронемашин могли повлиять на ход отдельной операции. Однако ценность такой группировки постоянно сокращалась в связи с потерями и по причине невозможности их восполнения. Уже в 1944 г. на разных участках фронта приходилось задействовать лишь отдельные подразделения небольшой численности и с сокращенным боевым потенциалом. В целом германская самоходка-истребитель танков Sd.Kfz.184 Ferdinand представляла большую опасность для танков и стационарных объектов Красной Армии и союзных стран. Открытое столкновение с таким противником угрожало существенными потерями и, как минимум, усложнением обстановки на конкретном участке обороны. Впрочем, уже в первой своей битве «Фердинанды» встретились с грамотно организованной эшелонированной обороной, которая за несколько недель выбила едва ли не половину такой техники. Таким образом, практика в очередной показала, что в реальной войне табличные характеристики техники имеют большое значение, но не являются решающими. Существует масса других факторов, способных нивелировать техническое превосходство одних образцов перед другими. Как показывает судьба «Фердинандов», а также результаты Курской битвы и Великой Отечественной войны в целом, наша армия хорошо освоила и использовала это знание.


  • Контракты и опыт: проект погружающегося сторожевика «Страж» © Погружающийся патрульный корабль за работой Российское ЦКБ МТ «Рубин» разработало оригинальный проект погружающегося патрульного корабля. Такой корабль должен сочетать основные черты и преимущества подводных лодок и надводных сторожевиков. Проект предлагается для экспорта – им должны заинтересоваться небогатые страны, желающие обновить свой флот. Проект «Страж» 12 апреля ЦКБ МТ «Рубин» опубликовало первое официальное сообщение о новом проекте. В нем приводились основные сведения о необычной концепции, способах ее реализации и ожидаемых результатах. Кроме того, показали трехмерное изображение сторожевика-подлодки во время некой операции. Новый проект, ориентированный на экспорт, получил название «Страж».


  • Также предлагается англоязычное обозначение «Border and Offshore Submersible Sentry» или BOSS. Вероятно, на международном рынке российский «Страж» будет продвигаться именно под названием BOSS. Разработчики проекта отмечают, что современные патрульные корабли относительно дешевы – и за счет ограниченной стоимости привлекают внимание небогатых стран. В ходе эксплуатации подобные корабли способны окупать себя за счет предотвращения браконьерства и экономических преступлений. Проект «Страж» предлагает строительство корабля, способного действовать на поверхности или совершать погружение. Утверждается, что такой корабль в надводном положении сможет вести полноценную патрульную работу, находить и задерживать нарушителей. Подводное положение предназначается для скрытного наблюдения за нарушителем, для ведения разведки и даже для защиты от неблагоприятных метеоусловий. Не исключается научно-исследовательское и учебное применение корабля. В сообщении от ЦКБ МТ «Рубин» упоминается, что это первый вариант погружаемого патрульного корабля. Из этого следует, что в дальнейшем на основе базового образца и его идей могут быть созданы новые корабли с теми или иными отличиями. Технические особенности Организация-разработчик показала проектный облик «Стража» в его текущей конфигурации. На официальном изображении присутствует корабль с внешностью подлодки и некоторыми особенностями, нехарактерными для подводного флота. «Страж» имеет вытянутый корпус с плоской палубой, на которой помещается надстройка-рубка ограниченных размеров. В носовой части корпуса просматривается обтекатель антенны гидроакустического комплекса. На бортах, перед надстройкой-рубкой, имеются выдвигаемые горизонтальные рули. В корме организован отсек для хранения моторных лодок, выводимых на палубу. Как утверждается, по архитектуре и главным размерностям «Страж» / BOSS похож на дизель-электрические подлодки старого проекта 613. Этот проект был самым массовым в истории отечественного флота и пользовался большой популярностью среди иностранных заказчиков.

    В зависимости от комплектации, «Страж» может иметь длину 60-70 м и водоизмещение ок. 1000 т – примерно на уровне пр. 613. Полный состав корабельных систем и специального оборудования не уточняется.

    При этом упоминается принципиальная возможность применения широкого круга систем разного назначения. В частности, патрульный корабль способен нести вооружение разных типов. Его можно оснастить малокалиберной артиллерийской установкой, ракетным комплексом или торпедами. Для разведки и досмотра судов корабль сможет нести БПЛА с автономностью в несколько часов и моторные лодки. Экипаж «Стража» может включать до 42 чел. В это число входит как сам экипаж, управляющий кораблем, так и досмотровая группа, отвечающая за работу с нарушителями. Корабль для рынка Разработка проекта «Страж» стала ответом на актуальные требования международного рынка. Различные страны проявляют интерес к тематике патрульных / сторожевых кораблей.

    В связи с этим регулярно поступают новости о подписании контрактов, закладке или сдаче новых кораблей. Благодаря проекту «Страж» / BOSS российская промышленность может получить новые позиции на международном рынке. Новейший патрульный корабль "Павел Державин" проекта 22160. Несмотря на ряд оригинальных идей, он сохраняет привычный облик боевого корабля Для победы в иностранном тендере образец должен иметь те или иные преимущества перед конкурентами. В проекте «Страж» их предлагается обеспечить уже на уровне базовой концепции. Сразу несколько важных преимуществ планируется получить за счет отказа от традиционного облика надводного корабля в пользу комбинированной схемы. Сохраняя основные черты надводного корабля, BOSS сможет вести патрулирование, осуществлять задержание нарушителей и т.д. – как и другие сторожевики. За счет установки того или иного вооружения можно обеспечить требуемые боевые возможности, соответствующие требованиям к надводным кораблям. В то же время, способность к погружению обеспечит скрытность и возможность выполнения задачи на глубине, а также даст иные преимущества. Важно, что «Страж» является не специализированным кораблем, а многоцелевой морской платформой. Состав ее оснащения и вооружения должен определяться заказчиком с учетом его потребностей. Соответственно, в рамках семейства BOSS могут появиться как простые патрульные корабли с минимальным оснащением, так и хорошо вооруженные «охотники», способные уничтожать надводные и подводные цели. Подобная гибкость применения платформы может стать серьезным конкурентным преимуществом. Объективные трудности Впрочем, предложенный проект и его базовая концепция не лишены неоднозначных особенностей и недостатков. В первую очередь, нужно учесть риски, характерные для комбинированных систем. Вместе с преимуществами надводных и подводных кораблей «Страж» может получить и их недостатки, которые к тому же способны дополнять и усиливать друг друга. Оригинальная концепция в некоторой мере затрудняет путь кораблей к службе. Потенциальному заказчику «Страж» придется провести научно-исследовательскую работу и определить саму необходимость подобных боевых единиц. При положительном решении, придется сформировать требования к облику и составу оснащения корабля.

    Также придется разработать тактики применения, использующие все возможности корабля и полностью реализующие его потенциал. Затем все это нужно будет внедрить и освоить во флоте. Таким образом, приобретение и ввод в эксплуатацию кораблей типа BOSS – хотя и даст важные преимущества – связаны с известными трудностями. Потенциальный заказчик может посчитать их чрезмерными и нецелесообразными. Закупка «традиционного» сторожевика в этом отношении будет гораздо проще и дешевле. Следует напомнить, что в прошлом в нашей стране и за рубежом неоднократно создавались проекты, объединявшие определенные черты кораблей и подлодок. Некоторые их них нашли ограниченное применение в отдельных узких нишах, а другие не продвинулись дальше разработки. Все это показывает, что оригинальная комбинированная схема имеет ограниченный коммерческий и практический потенциал. Впрочем, новые проекты такого рода сохраняют некоторые шансы на полноценную реализацию. Проработка идей Предлагаемый проект погружающегося сторожевого корабля «Страж» от ЦКБ МТ «Рубин» представляет определенный технический интерес, но его реальные перспективы остаются под вопросом. Базовая концепция и проработанный проект имеют как плюсы, так и минусы, которые способны повлиять на мнение потенциального заказчика. Вероятно, в ближайшее время организация-разработчик будет продвигать «Стража» на различных мероприятиях и искать возможных покупателей. Если какая-либо зарубежная страна заинтересуется патрульным кораблем-подлодкой, то российские судостроители могут рассчитывать на выгодный контракт. В противном случае заработать на «Страже» не удастся, однако этот проект все равно принесет пользу. Благодаря ему бюро «Рубин» получает возможность поддерживать свои компетенции и прорабатывать новые идеи, создавая задел на будущее. Таким образом, гипотетические контракты оказываются не главной целью проекта – в отличие от накопления опыта и проработки новых решений.


Tags: army, new
Subscribe

  • La musique

    лишоу капсулы для жирных людей под заказ купить Новая песня DAMNATION © "The Colossal Dread", новая песня группы DAMNATION,…

  • Игры и другие сны разума

    «Лучшая игра серии со времён 4 части»: критики высоко оценили Resident Evil: Village © В сети появились первые оценки игры Resident Evil:…

  • Важнейшее из искусств

    Warner Bros. ищет чернокожего режиссера для нового фильма о Супермене © Почему «Персиполис» Маржан Сатрапи стал сенсацией и что еще…

promo maxho январь 1, 2019 00:00
Buy for 10 tokens
Невиданный аттракцион щедрости, всего за 10 жетонов можно разместить здесь свой промо-блок. Ввиду широко применяемых баннерорезок, промо-блок может быть не видим, но за 20 жетонов я вставлю ваш промо-блок в пост.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments