MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Categories:

Оружие на пол, руки за голову, всем лежать мордой в пол


  • Боевые корабли. Крейсера. Первопроходцы небес, легкие и странные © В одной из предыдущих статей на морскую тематику, так получилось, что участником повествования стал весьма примечательный корабль. Морские сражения. Правильный бой наоборот В этом сражении немцы очень крепко врезали британцам, потопив крейсер и эсминец. Да, торпедная атака, правильно рассчитанная – это серьезно. И крейсер, который должен по идее одним видом разогнать немецкие корабли, ушел на дно. Ничего такого, скажем прямо, не сделав. А мог бы? Вот тут интересно, просто потому, что кораблик-то был весьма неординарный. Но – по порядку, как обычно. В концепции применения Королевского флота в связи с появлением авиации (а британцы одними из первых поняли, что за самолетом будущее на море) возникло понимание того, что у кораблей появился достойный враг – морской бомбардировщик и торпедоносец. Как так получилось, что в довольно инертном Адмиралтействе лорды быстро отреагировали, сегодня уже не разобраться. Но факт: в середине тридцатых годов было принято решение о строительстве серии крейсеров, основной задачей которых будет охрана и оборона более крупных кораблей в эскадре от авиации противника. Так появилось понимание того, каким должен быть корабль: легкий крейсер, вооруженный скорострельными универсальными орудиями.


  • Проект реально был весьма оригинален. Собрали корабль по принципу «Я его слепила из того, что было». Тем более, что было из чего лепить. Действительно, строить такой корабль с нулевого цикла было бы несколько долго и дорого. А потому взяли весьма приличный крейсер типа «Аретуза» и несколько его переделали. На самом деле, работы были проведены впечатляющие. Так как новый крейсер не был изначально предназначен для самостоятельных действий на коммуникациях, это был эскадренный корабль, то с него было удалено все, имевшее отношение к автономности. Значительно уменьшили запас топлива, убрали ангар с гидросамолетом и катапульту, кран для подъема гидросамолета, цистерны для авиатоплива.

    Зато высвободившийся вес был направлен на то, чтобы вместо трех башен с орудиями 152-мм как у «Аретузы» установить пять башен с двумя универсальными орудиями калибром 133-мм каждая. И, так как это был крейсер ПВО, то и зенитное вооружение изначально предполагалось весьма душевное для 30-х годов: две счетверенные установки «пом-пом» калибром 40-мм и четыре одноствольных «Эрликона» 20-мм. Мало? Думаю, в те годы в британском флоте точно вряд ли были корабли, сильнее навороченные в плане ПВО. Можно сказать, что «Дидо» стали прорывом в кораблестроении. Американские «Атланты», о которых мы в свое время уже поговорили, строились именно с оглядкой на «Дидо». Не все получилось с крейсерами в плане комплектации, потому что началась война и промышленность Великобритании не смогла справиться с поставкой должного количества орудий. 133-мм орудия устанавливались в том числе и на линкоры типа «Кинг Джордж V», так что с ними начались проблемы. Потому вполне закономерно британцы начали изворачиваться, и 4 крейсера из 11 запланированных получили четыре башни вместо пяти, а два крейсера, «Сцилла» и «Харибда», были вооружены вообще устаревшими универсальными орудиями 114-мм. Строили корабли весьма спешно, сразу на нескольких верфях, потому в строй все крейсера вставали весьма оперативно. Закладки кораблей произошли в 1937-38 годах, а уже с 1940 года корабли начали вставать в строй.

    Что собой представляли эти корабли? Бронирование. Бронирование, как это было принято у британцев, было весьма скромным. Бронепояс имел место быть. Толщиной 76 мм, довольно небольшой по площади, прикрывавший в основном артпогреба и машинное отделение с траверзами толщиной 25-мм. Бронепалуба стандартная для легких крейсеров, 25 мм, с утолщением до 51 мм над погребами боеприпасов. Башни были бронированы противоосколочной броней в 13-мм. В целом, говорить о бронировании, как таковом, не стоит, но для корабля, который предназначался на третьи роли в эскадренном бою – более чем достаточно. Энергетическая установка и ходовые качества Главная энергетическая установка состояла из четырёх ТЗА от «Парсонс» и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, в кормовом тандемом, ТЗА — в двух машинных. Силовые установки выдавали суммарную мощность в 62 000 л.с., что по проекту должно было обеспечить максимальную скорость при стандартной загрузке 32 узла и 30,5 узла при полной. Дальность хода составляла 1500 морских миль на 30 узлах, 2440 морских миль на 25 узлах, 3480 морских миль на 20 узлах и 4400 миль на экономичном ходу в 12 узлов. Экипаж крейсеров типа «Дидо» составлял около 500 человек. Отмечалось, что обитаемость была принесена в жертву боевым характеристикам кораблей, которые прославились большой скученностью, малой жилой площадью и плохой вентиляцией жилых помещений. Вооружение Главный калибр крейсеров предполагался из 5,25" (133-мм) орудий универсального калибра, идентичных тем, что устанавливались на линкоре «Кинг Джордж V». Это должно было по идее уменьшить проблемы со снабжением боеприпасами, по факту все получилось довольно сложно. Однако на крейсерах «линкорные» башенные установки Mk.I были заменены на Mk.II, более простые и более легкие.

    Еще одно отличие башен состояло в том, что не было подбашенных перегрузочных отделений для боезапаса. Это с одной стороны, уменьшило безопасность в бою, с другой - позволило увеличить боезапас. 133-мм орудие обеспечивало 36,3-кг снаряду дальность стрельбы до 22 000 м и досягаемость по высоте до 14 900 м. Скорострельность составляла 7-8 выстрелов в минуту. В целом, орудие, про которое хочется сказать пару слов, было весьма неплохим. И по легким надводным кораблям от эсминца и ниже, оно было просто шикарным. Но вот простив самолетов, позволим себе усомниться. Да, угол возвышения в 70 градусов был прекрасен и позволял если не все, то почти все. Но беда этого орудия состояла в том, что для снарядов был только один тип взрывателя – механический, с ручной предустановкой дистанции. То есть, по факту, установщик дистанции всегда опаздывал на один выстрел.

    Учитывая, что, как показала практика, по низколетящим торпедоносцами и топмачтовикам орудия успевали в самом лучшем случае сделать ДВА выстрела, эффективность была невысокой. А радиолокационный взрыватель у британцев появился только к концу войны. Кстати, «Принц Уэльский» тоже имел на вооружении 133-мм универсальные орудия. И чем ему это помогло против японских торпедоносцев? Кроме того, была еще одна проблема: низкая скорость горизонтальной наводки, всего 10-11 градусов в секунду. Это тоже был неприятный момент, хотя его к концу войны британские инженеры смогли решить, и уже линкор «Вэнгард» получил модернизированные башни, которые имели скорость вращения 20 градусов в секунду. К концу войны появилась модификация орудий с более высокой скорострельностью, появился автомат для выставления задержки взрывателя. Под конец войны часть боезапаса составляли снаряды с радиовзрывателем. Десять орудий в пяти башнях-универсальных установках, позволявших вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям – это довольно сильно. Три башни находились в носовой части, две – в кормовой. Это согласно проекта.

    Но проблемы с количеством свободных 133-мм орудий вылились в то, что ряд кораблей («Дидо», «Бонавенчер» и «Феб») вошли в строй с четырьмя башнями, а еще два крейсера («Сцилла» и «Харибда») были оснащены 114-мм универсальными орудиями предыдущего поколения. Зенитное вооружение История крейсеров типа «Дидо» - история перевооружений. Изначально корабли вооружались по-разному. Первые в серии крейсера получили 102-мм зенитное орудие. Одно. Так как особой ценности оно не несло совершенно, то уже в 1941 году все крейсера его лишились. Исключение составил «Харибда», с которого орудие убрали в 1943. 40-мм счетверенные зенитные автоматы «пом-пом». Пару этих неудобных монстров несли все корабли, а на некоторых были еще одноствольные. В 1942 г. На «Клеопатре», а в 1943 г. на «Харибде» одноствольные 40-мм «пом-помы» были заменены на 5 и 11 одноствольных 20-мм «эрликонов». С течением войны количество «эрликонов» постоянно увеличивалось. В 1943 г. на «Фебе» 3 счетверенных «пом-пома», а в 1944 г.

    два счетверённых на «Клеопатре» заменили на 3 счетверенных «Бофорса» 40-мм/56. В 1944 и 1945 годах одноствольные «бофорсы» появились на «Сириусе» и «Аргонавте», 4 и 7 соответственно. 12,7-мм счетверенные установки «Браунинг» в 1941 году были убран с «Дидо», «Феба», «Эвриала», «Гермионы». В 1941 г. на «Дидо» была установлена пятая штатная 133-мм башня Q, а с «Эвриала», «Аргонавта», «Клеопатры» эта башня, наоборот, снята и вместо нее добавлены «эрликон». Довооружение кораблей шло все время. Окончание войн уцелевшие крейсера встретили вот в таких комплектациях: «Феб»: 3 x 4 40-мм «бофорса» и 16 20-мм «эрликонов». «Дидо»: 2 x 4 40-мм «пом-пома» и 10 20-мм «эрликонов». «Эвриал»: 3 x 4 40-мм «пом-пома» и 17 20-мм «эрликонов». «Сириус»: 2 x 4 40-мм «пом-пома», 4 х 1 40-мм «бофорса» и 7 х 1 20-мм «эрликонов». «Клеопатра»: 3 x 4 40-мм «бофорса» и 13 20-мм «эрликонов». «Аргонавт»: 3 x 4 40-мм «пом-пома», 7 x 1 40-мм «бофорсов» и 16 20-мм «эрликонов». В целом, можно сказать, что зенитное вооружение кораблей можно считать приближенным к идеальному. Минно-торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов 533-мм. Все крейсера при вступлении в строй оснащались РЛС типов 279 или 281, 284. История боевого применения крейсеров типа «Дидо» - это история, весьма насыщенная боями. То, что конец войны встретила половина списочного состава кораблей, уже говорит о многом. О каждом из кораблей можно написать отдельную повесть, но сейчас придется ограничиться выжимкой из их послужных списков. «Дидо» В 1940 году принимал участие в поисках «Адмирала Шеера» в Атлантике. В 1941 году участвовал в операции Клеймора» по высадке десантов на Лофотенские острова. Переведен в Средиземное море, прикрывал линкоры во всех операциях. Участник Критской операции. Получил сильное повреждение в результате попадания авиабомбы в башню «В», в результате чего была выведена из строя вся носовая группа главного калибра.

    Ремонтировался в США, после ремонта в 1942 году участник операций по прикрытию конвоев на Мальту.

    Участвовал во Втором бою в заливе Сирт. Участник высадки войск союзников на Сицилию и на юге Франции. В 1944 году переведен в Северную Атлантику, где прикрывал конвои.

    В 1947 году был выведен в резерв. Разделан на металл в 1957 году.

    «Бонавентура» Боевое крещение принял в ноябре 1940 года в бою с «Адмиралом Хиппером», пытавшимся перехватить британский конвой у мыса Финистре. В декабре 1940 обнаружил и потопил немецкое судно «Бремен». Был переведен в Средиземное море, где принял участие в сопровождении конвоев на Мальту. Участник боя с итальянскими эсминцами и потопления эсминца «Вега» в январе 1941 г. 30 марта 1941 года, сопровождая очередной конвой, получил две торпеды от итальянской подводной лодки «Амбра» и затонул в течении нескольких минут. «Наяда» С начала войны занимался проводкой конвоев в Северной Атлантике. Затем был переведен в Средиземное море.

    Участник Критской и Милосской операций. Получил повреждения от вражеской авиации. Прикрывал конвои направлением на Мальту. В течении 1941-42 гг осуществил 11 проводок. Участник Первого сражения в заливе Сирт. 11 марта 1942 года, во время возвращения в базу, крейсер недалеко от Саллума был торпедирован немецкой подводной лодкой U-565. Торпеды попали в середину правого борта крейсера, и он затонул. «Феб» В 1940 году участвовал в проведении конвоя на Ближний Восток. Участвовал в обстрелах Триполи, эвакуировал войска из Каламаты, прикрывал конвои на Мальту. Участник Критской и Сирийской операций. 27 августа 1941 года у Бардии был поврежден торпедой во время атаки итальянских торпедоносцев, когда шел для поддержки Тобрука. Ремонт шел до апреля 1942 года.

    Вернувшись в строй принял участие в операции «Пьедестал» (Мальта). Далее был направлен в Индийский океан на перехват немецких блокадопрорывателей.

    23 октября на переходе из Саймонстауна во Фритаун крейсер недалеко от Пуэнт-Нуара, (Бельгийское Конго), получил торпедное попадание с немецкой подлодки U-161. Прошел повторный ремонт в США. Снова попал в Средиземное море, участвовал в Додеканезской операции в Греции. В 1944 году участвовал в высадке десанта в Анцио (Италия). В 1945 году был переведен на восток, где принимал участие в операциях против Японии в Бирме и Таиланде. Разделан на металл в 1956 году. «Эвриал» Участник операции «Алебарда» о проводке мальтийских конвоев. Обстреливал Дерну, побережье Киренаики, Барду. Участник 1 и 2 боев в заливе Сирт. Принимал участие во всех мальтийских операциях. В 1943 году переведен на север и участвовал в операциях в Северной Норвегии. В 1944 году переведен на Тихий океан, принимал участие в операциях против Японии, базируясь на Сидней (Австралия). В 1956 году разобран на металл.

    «Сириус» Операции по проводке конвоев на Мальту. Патрульная служба в Индийском океане. Высадка в Северной Африке (Операция «Торч»). Участник высадки союзников в Сицилии в 1943 году. Обстреливал Солерно и Таранто. Участник уничтожения немецкого конвоя 6 августа 1943 года в Эгейском море. Прикрывал корабли, высаживающие войска в Нормандии в мае 1944 года.

    В июле 1944 года участвовал в высадке войск в Южной Франции.

    После войны некоторое время служил в Средиземном море. В 1956 году разобран на металл. «Гермиона» Начал войну в Средиземное море, где сопровождал мальтийские конвои. Участник высадки войск на Мадагаскар. Ночью 16 июня 1942 года, южнее Крита был торпедирован немецкой подводной лодкой U-205 и затонул. «Клеопатра» Боевые действия начал в 1942 году с попадания 500-кг бомбы. После ремонта обстреливал Родос. Участник мальтийских конвоев. Участник Второго боя в заливе Сирт.

    Принимал участие в Сирийской кампании. 16 июля 1943 года получил торпедное попадание с итальянской подводной лодки «Dandolo». Прошел капитальный ремонт в США. После ремонта был направлен в Тихий океан, где служил до 1946 года. Разобран на металл в 1956 году. «Аргонавт» Начал службу в Северной Арктике, в операции на Шпицберген. Участник операции «Торч» в Северной Африке. 14 декабря 1942 года получил две торпеды от итальянской подводной лодки «Mocenigo». Были оторваны носовая и кормовая конечности, потеряно рулевое управление, 2 башни из пяти вышли из строя. Крейсер остался на плаву и был отбуксирован в Алжир. Ремонт продлился до 1944 года. Участник высадки войск в Нормандии, Южной Франции. В ноябре 1944 года был переведен на Тихий океан, где принял участие в операциях против японской армии. Участник операций у Окинавы и Формозы. Разобран на металл в 1956 году. «Харибда» Участник операций в Центральной Атлантике и в Средиземноморье. Прикрывал мальтийские конвои. Участник операций по высадке войск в Северной Африке («Торч» и «Трайн»). Прикрывал конвои на Ближний Восток и Александрию. Участник высадки войск на Сицилии.

    Участник боя в Ла-Манше 22 сентября 1943 года. Крейсер получил две торпеды с миноносца Т-23 и затонул. «Сцилла» Участник проводки северных конвоев PQ-18 и QP-14, спасал экипажи потопленных кораблей. Переведен в Средиземное море, участвовал в высадках войск в Северной Африке. 1 января 1943 года «Сцилла» перехватил и потопил торпедами немецкий блокадопрорываетель «Ракотис», следующий из Японии со стратегическими грузами на борту. Далее продолжал службу в Атлантике, сопровождал конвои, спасал экипажи самолетов. Участник высадки войск в Нормандии в 1944 году. 23 июня 1944 года подорвался на мине, получил значительные повреждения, восстановление было признано нецелесообразным. В 1950 году был разобран на металл. Фактически, крейсера типа «Дидо» оказались весьма полезными и удачными кораблями. Использование этих кораблей именно там, где они могли бы принести максимальную пользу. Именно то, что крейсера действовали в основном в Средиземном море, где действия немецкой и итальянской авиации причиняли наиболее большой вред, говорит о том, что крейсер ПВО был на своем месте.

    Долгий срок службы корабля во время войны – это лучший показатель того, что корабль действует эффективно. Крейсера «Дидо» были эффективны. Здесь добавить нечего, проект оказался более чем удачен.


  • Битва за огнеупоры: малоизвестные хроники тыла Великой Отечественной войны © Площадка мартеновских печей Уральского танкового завода № 183 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru Стратегический ресурс Изготовление высококачественной стали для военно-промышленного комплекса в условиях войны сложно переоценить.

    Это один из важнейших факторов успешности армий на поле боя.

    Как известно, одними из первых получать высококачественную оружейную сталь научились металлурги Круппа. Немцы переняли томасовский процесс производства еще в конце XIX века. Это способ выплавки стали позволял удалять из руды фосфорные примеси, что автоматически повышало качество продукта. Высококачественная броневая и оружейная сталь в годы Первой мировой войны зачастую обеспечивала превосходство немцев на полях сражений.



  • Для организации подобного производства требовались новые огнеупорные материалы, которые выстилали внутренние поверхности печей. Немцы применяли новейшие для своего времени магнезитовые огнеупоры, выдерживающие температуры более 2000 градусов. В основе таких веществ высшей огнеупорности лежат оксиды магния с небольшими примесями оксидов алюминия. В начале XX века страны, располагающие технологиями массового производства магнезитовых огнеупоров, могли себе позволить выпускать высококачественную броню и орудийные стволы. А это можно сравнить со стратегическим преимуществом.

    Ниже по уровню огнестойкости располагались так называемые высокоогнеупорные материалы, выдерживающие температуры от 1750 до 1950 градусов. Это доломитовые и высокоглиноземистые огнеупоры. Температуры от 1610 до 1750 градусов выдерживают шамотные, полукислые, кварцевые и динасовые огнеупорные материалы. Разливка стали в третьем мартеновском цехе ММК, июнь 1942 года. Источник: m.gubernator74.ru К слову, технологии и площадки для производства магнезитовых огнеупоров впервые появились в России еще в 1900 году. Саткинский магнезитовый огнеупорный кирпич в 1905 году был отмечен золотой медалью на Всемирной промышленной выставке в Льеже. Производился он под Челябинском в городе Сатка, где располагалось уникальное магнезитовое месторождение. Минерал периклаз, из которого на фабрике изготавливали огнеупоры, был высокого качества и не требовал дополнительного обогащения.

    В итоге магнезитный огнеупор из Сатки превосходил аналоги из Греции и Австрии.

    Ликвидация отставания Несмотря на вполне качественный магнезитовый кирпич из Сатки, до 30-х годов главными огнеупорами советских металлургов были динасовые материалы из глины. Естественно, получать высокую температуру для выплавки оружейной стали не выходило – облицовка внутренностей мартенов крошилась и требовала внеочередного ремонта. Саткинского кирпича не хватало, да и в послереволюционное время основные технологии производства были потеряны. При этом европейцы ушли вперед – к примеру, австрийский магнезит Radex отличался превосходной огнестойкостью. Советский Союз закупал этот материал.

    Но получить аналог без секрета производства было невозможно. Этой проблемой занялся выпускник МВТУ им. Н.Э.

    Баумана Алексей Петрович Панарин. На заводе «Магнет» (бывший Саткинский комбинат) в 1933 году он возглавил Центральную заводскую лабораторию. И спустя пять лет выпустил в массовое производство периклазохромитовые или хромомагнезитовые огнеупоры для мартеновских печей. На Златоустовском металлургическом заводе и Московском «Серп и молот» огнеупор Панарина заменил устаревший динасовый. Панарин Алексей Петрович.

    Источник: gubernia74.ru Технология, которую в лаборатории «Магнезита» разрабатывали несколько лет, заключалась в особом составе и размерах частиц. Ранее на заводе выпускали обычные хромомагнезитовые кирпичи, состоящие из магнезита и хромистого железняка, в пропорции 50/50. Секрет, который раскрыла группа Панарина, состоял в следующем: «Если в обычную магнезитовую шихту добавить хромитовую руду в зернах укрупненной гранулометрии с минимальным содержанием фракций менее 0,5 мм, то даже при 10%-ной добавке такой руды термическая устойчивость кирпича резко повышается. По мере увеличения добавки хромитовой руды укрупненной гранулометрии устойчивость кирпича растет и достигает при определенном соотношении компонентов максимума». Хромит для нового огнеупора брали на Сарановском меторождении, а периклаз продолжали добывать в Сатке. Для сравнения, обычный «дореволюционный» магнезитовый кирпич выдерживал температуры в 5–6 раз меньше, чем новинка Панарина. На Кировоградском медеплавильном заводе хромомагнезитовый огнеупор в своде отражательной печи выдерживал температуру до 1550 градусов в течение 151 дня. Ранее огнеупоры в таких печах приходилось менять через 20–30 дней. К 1941 году был освоен выпуск огнеупоров больших размеров, что позволило использовать материалы в крупных сталеплавильных печах при температурах до 1800 градусов. Важный вклад в это внес технический директор «Магнезита» Александр Френкель, разработавший новый метод крепления огнеупорного материала к сводам печей. Огнеупоры для Победы В конце 1941 года металлурги Магнитки совершили немыслимое ранее – впервые в истории освоили выплавку в основных большегрузных мартеновских печах броневой стали для танков Т-34. Основным поставщиком огнеупоров для такого важного процесс являлся Саткинский «Магнезит». О трудностях военного времени, когда треть рабочих завода призвали на фронт, а государство требовало перевыполнения плана, говорить излишне. Тем не менее, завод справлялся со своей работой, а Панарин в 1943 году «за освоение производства высокоогнеупорных изделий из местного сырья для черной металлургии» был удостоен Сталинской премии. В 1944 году этот металлург-исследователь разработает технологию производства высококачественного магнезитового порошка «Экстра».

    Из этого полуфабриката готовили прессованный огнеупор, используемый в особо важном производстве бронесталей в электропечах. Температурный предел для таких огнеупоров достигал 2000 градусов. Строительство комплекса комсомольской доменной печи № 6 на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1943 году. Источник: m.gubernator74.ru Но не стоит считать, что пример успешного, в общем, завода «Магнезит» распространялся на всю огнеупорную отрасль Советского Союза. Особенно непростая ситуация сложилась на Урале, куда эвакуировали в 1941–1942 годах практически всё танкостроение страны. На выпуск брони переориентировали Магнитогорский и Новотагильский металлургические комбинаты, поставляющие продукцию на свердловский Уралмаш, челябинский «Танкоград» и нижнетагильский танковый завод № 183. При этом металлургические заводы имели в распоряжении собственное производство огнеупоров из местного сырья. Например, на Магнитке динасово-шамотный завод выпускал 65–70 тыс. тонн кирпича в год. Этого не хватало даже для собственных нужд, не говоря уже о поставках на другие предприятия. Первые сложности возникли, когда на танковых заводах начали возводить собственные нагревательные и термические печи. Уральской металлургии и так едва хватало огнеупоров, а тут еще и корпусное производство танковых заводов потребовало высококачественные материалы для облицовки печей.

    Ни о каких хромомагнезитовых огнеупорах речи здесь не шло – этот материал был в дефиците, да еще и поставлялся на экспорт в обмен на американский ленд-лиз.

    По крайней мере, об этом упоминается в ряде источников. Уральские историки пишут, что дорогой хромомагнезит Панарина мог уходить за рубеж в обмен на дефицитные ферросплавы для танковой брони. Но прямых доказательств этого пока нет. Конвейерная сборка танков Т-34 на Уральском танковом заводе № 183 (сейчас Уралвагонзавод) в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru Рабочие у башен танков Т-34 в цеху Магнитогорского металлургического комбината. Источник: waralbum.ru Танковым заводам в большинстве своем полагался динасовый огнеупорный материал, выпускаемый Первоуральским заводом. Но его, во-первых, выпускали всего 12 тыс. тонн в месяц, а, во-вторых – львиную долю забирали металлурги.

    Расширение производства Первоуральского завода шло очень медленно. И к середине 1942 года появились всего 4 новые печи для обжига. Остальные были либо не готовы, либо вообще существовали только в проектах. Огнеупоры для мартенов танковых заводов приходили зачастую некачественные, не в полном объеме и не вовремя. Только для ремонта печей Уралмаша в четвертом квартале 1942 года требовалось 1035 тонн огнестойкого кирпича, а получено было всего около 827. В 1943 году мартеновской цех Уралмаша, вообще, чуть не встал из-за отсутствия огнеупоров для ремонта. Качество поставляемых огнеупоров в течение всей войны оставляло желать лучшего. Если в нормальных условиях динасовый кирпич свода мартеновской печи выдерживал 400 плавок, то в военное время не превышал 135 плавок. А к марту 1943 года этот параметр снизился до 30–40 плавок. Такая ситуация очень наглядно демонстрирует, как нехватка одного ресурса (в данном случае огнеупора) может серьёзно затормозить работу целой оборонной отрасли. Как пишет в своих работах кандидат исторических наук Никита Мельников, в марте 1943 года три мартена Уралмаша все-таки остановили и провели полный цикл ремонтных работ. Ушло 2346 тонн динаса, 580 тонн шамота и 86 тонн дефицитного магнезита. Рабочие оборонного металлургического завода заливают расплавленный металл в форму. Источник: waralbum.ru На танковом заводе № 183 к середине 1942 года ситуация складывалась похожим образом – сталелитейное производство отставало от механосборочного. И приходилось «импортировать» корпуса Т-34 с Уралмаша. Одной из причин стала нехватка огнеупоров для ремонта мартеновских печей, которые весной 1942 года работали на пределе своих возможностей.

    В итоге осенью из 6 мартенов работали только 2. Восстановить объемы выплавки удалось только во второй половине 1943 года. Ситуация с огнеупорами в структуре советского оборонного комплекса времен Великой Отечественной войны наглядно иллюстрирует всю сложность ситуации в тылу страны. Хроническая нехватка, в общем-то, не самого высокотехнологичного продукта напрямую сказывалась на темпах производства бронетанковой техники.


Tags: army, new
Subscribe

  • La musique

    Новое видео HELLRYDER © Группа HELLRYDER, в состав которой входят Chris Boltendahl и Axel Ritt из GRAVE DIGGER, а также Timmi Breideband…

  • Игры и другие сны разума

    Художник показал стильные арт-постеры номинантов на «Оскар-2021» за «Лучший фильм» © Художник и дизайнер под ником Genzo создал серию…

  • Важнейшее из искусств

    Гильдия режиссеров США вручила премию Хлое Чжао за «Землю кочевников» ©

promo maxho январь 1, 2019 00:00
Buy for 10 tokens
Невиданный аттракцион щедрости, всего за 10 жетонов можно разместить здесь свой промо-блок. Ввиду широко применяемых баннерорезок, промо-блок может быть не видим, но за 20 жетонов я вставлю ваш промо-блок в пост.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 706 comments

  • La musique

    Новое видео HELLRYDER © Группа HELLRYDER, в состав которой входят Chris Boltendahl и Axel Ritt из GRAVE DIGGER, а также Timmi Breideband…

  • Игры и другие сны разума

    Художник показал стильные арт-постеры номинантов на «Оскар-2021» за «Лучший фильм» © Художник и дизайнер под ником Genzo создал серию…

  • Важнейшее из искусств

    Гильдия режиссеров США вручила премию Хлое Чжао за «Землю кочевников» ©