MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Categories:

Оружие на пол, руки за голову, всем лежать мордой в пол


  • Середнячки, атаковавшие «Тирпитца»! © Интересный самолет. Нельзя сказать, что он был выдающимся.

    Он не был лучшим из лучших, но это был весьма неплохой самолет, которому просто не повезло.

    И все его цели и задачи были, не в обиду будет сказано этой машине, второстепенными. Кроме одной.

    Но обо всем по порядку. Британская Королевская Военно-морская авиация в лице ее командования понимала, что не успевает за современными требованиями к самолетам.

    А по-хорошему надо было, «Суордфиш» явно устарел, а новый «Альбакор», который сделала все та же фирма Fairey, назвали «Суордфишем», на котором сложнее подхватить насморк. Намекая на то, что у самолета появился закрытый фонарь, а во всем остальном это все тот же «Суордфиш». Однако, в Fairey понимали, что флоту нужен хороший ударный самолет. И в фирме начали разработку самолетов под двигатели в 1000, 1500 и даже в 2000 л.с. Двигатели разрабатывали в двигательном КБ Fairey, а параллельно самолетное КБ фирмы работало над проектом цельнометаллического низкоплана, который мог бы стать универсальным самолетом для разных задач. Универсальность самолета была вызвана вполне конкретными причинами, главная из которых – Министерство авиации Великобритании мягко говоря, плохо представляло, что ему нужно. И метаний и шараханий было более чем достаточно.



  • Именно потому умные джентльмены из Fairey работали над самолетом, который можно было впихнуть Министерству в любом случае. Любой случай представился в виде заказа Р27/32 на двухместный дневной бомбардировщик. Fairey представили на суд моноплан, который потом был реализован в самолет под названием «Battle». Из этого же проекта родился «Fulmar», прототип тяжелого истребителя «Firefly».

    В целом же «Battle» можно смело считать родоначальником «Барракуды», только крыло было низкорасположенным. А в остальном – очень похоже. Вообще о «Бэттле» разговор отдельный, равно как и о «Фульмаре». Нас же интересует именно производная от работ по «Фульмару», то есть, непосредственно сама «Barracuda». А помимо истребителя из «Фульмара» еще пытались сделать и дневной бомбардировщик, и дневной истребитель-перехватчик, и пикирующий бомбардировщик для армии, и палубный пикирующий бомбардировщик. В целом, перепробовав кучу моторов (от «Роллс-Ройса» были «Валчер», «Вультура», «Экс», от «Нэпира» были «Сейбр» и «Даггер», от «Бристоля» был «Таурус»), получился самолет, который тут же отправили на переделку. Во-первых, надо было уменьшить крыло для складывания на палубе, а во-вторых, добавить стрелка-радиста. Также потребовалось улучшить подвеску для торпеды. В качестве двигателя остановились на «Мерлине», что не сказалось положительным образом на характеристиках машины. Вполне возможно, что именно этот момент и сделал будущее «Барракуды» не совсем светлым и перспективным. Двигатель однозначно должен был быть более мощным. Второй странностью было требование посадить стрелка-наблюдателя лицом вперед по полету, якобы для более реалистичного восприятия им окружающей обстановки.

    Это потянуло за собой перекомпоновку самолета под высокорасположенное крыло, иначе наблюдатель просто ничего не видел. Высокорасположенное крыло породило аэродинамические возмущения, которые не сказались положительно на управляемости. Пришлось также повозиться с шасси, стойки которых приняли странные очертания и механизм получился более чем громоздкий.

    Окончательно добило появление мотора «Мерлин 30», после установки которого сместился центр тяжести и пришлось перекомпоновывать многие узлы и механизмы самолета, чтобы центр тяжести оказался там, где надо. В результате обзор пилота стал еще хуже, особенно в стороны и вниз.

    Вообще удивительно, как после таких пертурбаций самолет вообще сохранил приемлемые летные характеристики. В общем, перспективный палубный самолет с хорошими характеристиками соединенными министерскими усилиями просто угробили. Можно было забыть про выдающиеся летные данные, особенно было жаль отличную маневренность самолета, которая после перекомпоновки просто ушла. Но основные претензии были все-таки к мотору от «Роллс-Ройса». В итоге получился редкостный урод, с вывернутым стрелком-наблюдателем, жуткими Г-образными стойками шасси и угловатыми формами. Мечта министерства авиации полетела первый раз 7 декабря 1940 года. С двигателем «Мерлин 30» в мощностью в 1300 л.с. Первые испытательные полеты выявили очень неприятную вещь: новые закрылки Янгмена работали не так, как ожидалось и для стабилизации самолета снова потребовалась переделка. Вообще все эти поиски оптимальной конструкции для «Барракуды» заняли почти десять лет. И в итоге 18 мая 1942 года в воздух поднялась первая серийная «Барракуда». Самолет показал свою неоднозначность. Мотор явно был слабоват, отсюда начались проблемы со взлетом, скорость набора высоты с торпедой вообще удручала.

    Но в полете самолет вел себя весьма хорошо, управление было легким и точным, а закрылки Янгмена хорошо гасили скорость в пикировании, что для торпедоносца и бомбардировщика было весьма полезно. Посадка тоже не вызывала затруднений, «Барракуда» прекрасно садилась что на аэродромы, что на палубы авианосцев. Единственным слабым местом «Барракуды» был двигатель.

    Поэтому от «Мерлина 30» после первых трех модификаций было принято решение отказаться в пользу чего-то более мощного. Например, «Грифон» от «Роллс-Ройса» мощностью 2000 л.с. Но эта машина появилась только после войны.

    А выпущенные машины прослужили в качестве учебных прослужили во флоте до 1953 года. В целом «Барракуда» получилась так себе. Даже после окончательных доработок проблем было более чем достаточно. Моторы «Мерлин» 30-й серии (1300 л.с.) и 32-й серии (1640 л.с.) не обеспечивали выдающихся летных характеристик. Странные стойки шасси принесли с собой ожидаемые проблемы в эксплуатации для технического персонала.

    Радиус действия самолета был откровенно невелик. Увеличить его за счет подвесных баков было плохой идеей, поскольку падала и без того небольшая скорость и приходилось снижать боевую нагрузку. В случае с бомбами это еще было возможно, а вот вес торпеды уменьшить было нереально.

    Тем не менее, было построено 2 572 самолета (2 607 вместе с прототипами), которые приняли самое непосредственное участие во Второй Мировой войне как палубный самолет. И, если эффективность «Барракуды» как торпедоносца была не очень велика, то как пикирующий бомбардировщик, благодаря закрылкам Янгмена, которые работали и как воздушные тормоза. Благодаря этому «Барракуда» оказался весьма маневренным самолетом и эффективным пикирующим бомбардировщиком. Кроме работы бомбардировщиком и торпедоносцем, «Барракуду» активно привлекали к минным постановкам. Минирование фарватеров и акваторий противника оказалось весьма действенной мерой, потому что только за 1941-1942 годы на минах, поставленных с самолетов, подорвалось и затонуло 142 немецких корабля и судна. Успехи в минных постановках, куда «Барракуды» попали не от хорошей жизни, сподвигли британское командование на усиление постановок, что повлекло увеличение потерь, поскольку немцы сообразили, что полеты «Барракуд» над разными секторами моря напрямую связаны с последующими подрывами судов. Но к тому времени британское командование направило на минные постановки все устаревшие бомбардировщики типа «Галифакс» и «Бленхейм». И минная война продолжилась до самого окончания войны. «Барракуда» повоевала на всех театрах военных действий, европейском, атлантическом и тихоокеанском. Кроме бомбовых и торпедных ударов «Барракуды» занимались не очень обычными делами, типа ночной подсветки зоны движения эскортируемых конвоев. Сброшенные с самолетов светящиеся парашютные авиабомбы (Flare bomb) создавали зону освещенной поверхности воды, что помогало сигнальщикам кораблей охранения обнаружить бурун перископа подводной лодки или бурун торпеды. Но в целом самолет не отметился какими-то заметными победами, как, например, его предшественник «Суордфиш». При использовании на британских авианосцах в 1944 году выяснилось, что в тропическом климате «Мерлины» чувствуют себя отвратительно и дальность полета снижается почти на 30%. Многие части, уже имевшие на вооружении «Барракуды», были отозваны в метрополию для перевооружения на ленд-лизовские «Эвенджеры». Однако, были два полка, 815-й и 817-й, которые всю войну провоевали на «Барракудах». Получив самолеты в 1943 году, полки провоевали всю войну и служили до расформирования в январе 1946 года. Однако 1 декабря 1947 г.

    815-й полк был восстановлен в составе Fleet Air Arm и использовался для отработки тактики противолодочной борьбы. На вооружении полка стояли Барракуды Mk.III вплоть до мая 1953 г., что было рекордом их долгожительства в Великобритании. Но в целом успехов, как уже было подмечено, «Барракуды» не добились. Главным образом из-за того, что дальность полета самолета была удручающе мала. Кроме того, в акваториях Индийского и Тихого океанов воевали всего 5 британских авианосцев.

    Это были «Illustrious», «Victorious», «Indefatigable», «Indomitable» и Formidable», которые несли на себе 628 самолетов. В это же время у США был введен в строй только в 1944 году 21 авианосец в дополнение к уже имевшимся.

    Наверное, главным боевым делом «Барракуд» стали атаки «Тирпитца» в 1944 году. До этого момента, начиная с 1942 года, атаками на «Тирпитц» занимались, пожалуй, все самолеты британской авиации, которые были на это способны. В Аас-фьорде немецкий линкор бомбили «Галифаксы», затем был налет в исполнении «Стерлингов», затем в Вест-фьорде «Тирпитц» был атакован «Альбакорами» с авианосца «Викториез». Затем снова были «Галифаксы» и «Ланкастеры». И – ни одного попадания. Столь впечатляющие неудачи заставили британское командование оставить «Тирпитц» в покое. Но в 1944 году к плану уничтожения «Тирпитца» в Уайт-холле решили вернуться. В апреле 1944 года было сформировано ударное соединение из пяти авианосцев («Victorious», «Empreor», «Searcher», «Pursuer», «Fencer»), которые прикрывали 2 линкора, 4 крейсера и 17 эсминцами. 4 апреля 1944 года с авианосцев поднялись две волны самолетов. В каждой были 21 «Барракуда» и 40 «Уайлдкэтов», «Хэллкэтов» и «Корсаров». И «Барракуды» смогли сделать то, что не смогли тяжелые бомбардировщики: с высот 1500 и 3000 метров попали бомбами в линкор! Всего на стоянку в Альтен-фьорде было сброшено около 40 тонн бомб. Более сотни штук. И в итоге «Тирпитц» получил 4 попадания бомбами 1000 фунтов (454 кг) и 10 попаданий бомбами 500 фунтов (227 кг). Это более чем приличный показатель. В итоге могли себе позволить сказать: Да, мы грызли «Тирпитца».

    А если учесть, что потери составили 3 бомбардировщика и 1 истребитель, то можно с уверенностью сказать, что операция удалась. «Тирпитц» был выведен из строя на несколько месяцев.

    Вообще оборона стоянки в плане ПВО был неудовлетворительной. Далее налеты продолжились. 17 июля летали на бомбежку 40 «Барракуд». Без результатов. Потери 2 самолета. 22 июля летали 62 «Барракуды».

    Без результатов.

    Потери 3 самолета. 24 августа.

    Летали 59 самолетов, без результатов. Потери 4 самолета. 29 августа.

    Летали 59 самолетов, одно попадание бомбы 227-кг. Потери 4 самолета. В целом, если не учитывать блестящий дебют, стоит признать, что оборона стоянки со своей задачей справилась. После того, как с «Тирпитцем» разделались с помощью «Толлбоев», «Барракуды» вернулись к исполнению обычных заданий. А в 1946 году началось постепенное перевооружение полков на самолеты Fairey «Firefly». Говоря о заслугах «Барракуды», стоит сказать следующее: самолет вышел так себе. По воле авиационных чиновников, которые всеми силами старались сделать из многообещающего самолета откровенно слабый самолет для вторых ролей. Конечно, появление «Эвенджера» от американский фирмы «Грумман» напрочь перечеркнуло малейшие перспективы перед «Барракудой». Однозначно американский торпедоносец был на три головы выше британского самолета. А вот морской пикирующий бомбардировщик был востребован. Но изначально невысокие летные характеристики не дали этой машине ни малейшего шанса на то, чтобы войти в историю как символ громких побед. Слишком медленная скорость, слишком слабое вооружение, слишком маленькая дельность полета. Однако, у британских летчиков просто не было выбора до появления ленд-лизовских самолетов. Или «Барракуда», или «Альбакор» и «Суордфиш». ЛТХ «Barracuda» Mk.II Размах крыла, м - полетный: 14,50 - на стоянке авианосца: 5,56 Длина, м: 12,18 Высота, м: 4,58 Площадь крыла, м2: 37,62 Масса, кг - пустого самолета: 4 445 - нормальная взлетная: 5 715 - максимальная взлетная: 6 386 Двигатель: 1 х Rolls-Royce «Merlin 32» х 1 640 л.с. Максимальная скорость, км/ч - у земли: 257 - на высоте: 338 Крейсерская скорость, км/ч: 311 Практическая дальность, км: 1 165 Дальность с максимальной нагрузкой, км: 732 Практический потолок, м: 6 585 Экипаж, чел: 3 Вооружение: - два 7,7-мм пулемета Vickers - до 3 х 227-кг бомб или 1 бомба 454-кг, или 1 х 680-кг торпеда


  • Царь-самолет: как воевал первый серийный гигант Первой мировой © Слабость конструктора Сикорского Игорь Сикорский был способным авиаконструктором, но у него была слабость, которая могла как помогать ему, так и подводить – как, например, в попытке создать самолет для первого в мире беспосадочного перелета через Атлантику. Имя этой слабости было стремление к комфорту и гигантомании. Но, если в 20-е годы, в эмиграции, она стала Сикорскому поперек горла, то незадолго до Первой мировой войны все оказалось как нельзя кстати. Конструктор еще не подозревал, каких масштабов военный конфликт разразится в 1914 году – он рисовал в воображении масштабные пассажирские авиаперевозки между крупными городами и даже континентами. Воплощением этих мечтаний был четырехмоторный «Русский Витязь», кабина которого напоминала городской трамвай. По меркам 1913 года это был гигант – в нем могло с комфортом разместиться человек десять. В сентябре того же 1913-го «Русский Витязь», правда, приказал долго жить. Причем угробился гигант Сикорского весьма необычным способом – на одном из авиашоу над мирно кемарящим на земле самолетом пролетал биплан, из которого внезапно вывалился мотор. Да так неудачно, что точно в «Витязя». Восстановлению деревянно-полотняная конструкция не подлежала. Игорь Сикорский Сикорский, умеющий находить хороших спонсоров, не унывал – это была возможность построить еще один, более комфортабельный, самолет. Благо он знал, в каком направлении работать – построить не отдельную кабину, а здоровенную, совпадающую с немаленьким фюзеляжем. Так и родился «Илья Муромец» – прообраз «классического» тяжелого бомбардировщика обеих мировых войн.


  • Выглядел «Муромец» мощно: 4 мотора, расставленные один за другим на 30-метровом крыле. Размах последнего плюс-минус соответствовал таковому у какого-нибудь «Ланкастера» – тысячам таких будет суждено сжечь Гамбург, Дрезден, Магдебург, и целый ряд других крупных германских городов в 40-е годы. Ахиллесовой пятой самолета было иностранное происхождение моторов – необходимые двигатели по 140–200 лошадиных сил можно было достать только за границей, причем в день по чайной ложке. Собрать полотняно-деревянную конструкцию «Муромца» было несложно. А вот движки чаще всего добывались каннибалистическим путем – посредством разборки поврежденных самолетов. Всего было построено 76 «Муромцев». Но их никогда нельзя было собрать в одном месте – потому что новый самолет чаще всего можно было построить, только вытащив моторы со старого. Зажигательное начало К лету 1914 года близость большой войны в Европе стала уже очевидна. И самолеты Сикорского стали интересовать военных заказчиков. Первым из них стал, как ни странно, флот. «Муромец» оборудовали поплавками, и способный садиться на воду гигант стал выглядеть еще необычнее. Правда, долго самолет у флотских не продержался. В самом начале войны они сами его и угробили, причем довольно нетривиальным способом. Как-то раз на Балтике, близ берегов сегодняшней Эстонии, у «Муромца» случилась какая-то неполадка в двигателях. Чтобы выяснить причину поломки в более-менее спокойной обстановке, гиганта посадили на воду. И тут вдруг на горизонте забрезжили силуэты каких-то приближающихся то ли судов, то ли кораблей. Поплавковый вариант «Ильи Муромца» Все это напоминало подход немецких миноносцев. Экипаж уже смирился с попаданием в плен, но делать это еще и с самолетом впридачу было бы совсем уж стыдно. Поэтому, погрузившись в плавсредство, летчики напоследок подожгли «Муромца». Позже, правда, оказалось, что увиденные корабли противнику не принадлежали, но деревянно-полотняная конструкция горела весело и быстро. Поэтому кидаться что-то тушить было уже давно бессмысленно. Боевая работа После этого прецедента флот особого интереса к «воздушным кораблям» Сикорского не проявлял.

    То ли дело – армия. Правда, первоначальная конструкция была сыроватой, да и требовал летающий гигант весьма специфического обучения управлению. Поэтому приступить к бомбардировкам всерьез «Муромцы» смогли лишь к февралю 1915 года.

    Атаковать неповоротливыми тяжелыми бомбардировщиками войска на поле боя или даже движущиеся колонны было бы глупо – и это понимали все.

    Поэтому «Муромцы» работали по стратегическим (насколько это позволяла дальность) объектам. Хотя по сегодняшним меркам их бы отнесли к целям оперативного характера. Лучшим объектом применения для четырехмоторных бомбовозов считались железнодорожные узлы – достаточно крупные объекты, которые точно никуда не убегут. Бомби – не хочу. Результативность налетов была разной. Но в удачных рейдах получившийся фейерверк можно было наблюдать издалека. Например, в июне 1915 года «Муромцы» атаковали Пржеворск. Помимо самой станции, под бомбы попал и забитый снарядами немецкий эшелон. Снаряды в тот день взрывались долго и красочно. Реколоризованная фотография «Муромца» времен Первой мировой «Илья Муромец» мог брать от трехсот до пятисот килограмм бомбовой нагрузки – в зависимости от мощности установленных на конкретный борт моторов. Эти бомбардировщики за всю Первую мировую войну совершили три сотни вылетов. И вновь тут проявлялись те самые сила и слабость Российской империи, с которых мы и начинали наш разговор. Был прорывной, на момент создания, самолет. Отличная концепция применения, реальные весомые боевые успехи. И – всего 300 вылетов. По меркам каких-нибудь англичан или немцев – курам, если честно, на смех. Причины предсказуемы – нехватка моторов и высокая аварийность. Единовременно самолетов было настолько мало, что между экипажами шла постоянная грызня – за кем же закрепят вновь построенный на базе старых, по много раз терпевших крушение, латанных-перелатанных моторов. Русская смута Породившая «Муромцы» империя рухнула под тяжестью собственных и практически неустранимых проблем. Воздушные корабли протянули немного дольше – достаточно, чтобы поучаствовать в Гражданской войне. Хотя путь на последнюю для некоторых экипажей оказался весьма и весьма тернист. К началу великой русской смуты эскадра «Муромцев» базировалась в Виннице. Разложение армии шло семимильными шагами, и летчики улетали вглубь страны. В условиях рухнувшей дисциплины рассчитывать на длительное сохранение фронта не приходилось. И речь шла хотя бы о том, чтобы четырехмоторные машины не достались врагу. Экипаж Иосифа Башко решился улетать в феврале 1918 года. Первоначальной целью был Смоленск. Но «Муромцы» не просто так считались аварийными машинами – самолет еле-еле дотянул до Бобруйска. Сели прямо в лапы к польским войскам. Те, правда, отнеслись к летчикам благосклонно – кадры все-таки редкие. Поэтому экипаж Башко вместе с бомбардировщиком пополнил ряды вооруженных сил молодого польского государства. Быть может, там бы Башко и остался, но к маю обстановка сложилась так, что часть, к которой был приписан «Муромец» нашего героя, решила разоружаться перед немцами. Это значило, что самолет будет передан бывшему врагу или (в лучшем случае) уничтожен. Перспективы самого же Башко при этом были весьма туманными. Поэтому он решил последовать примеру одного из персонажей русских народных сказок: ушел от тех, уйду и от других. И Башко полетел в новую, уже Советскую, Россию. Это у него получилось, но лишь частично – «Муромец» вновь отказал в воздухе. Посадка вышла жесткой – самолет разбился. Но сам Башко выжил.

    И даже успел повоевать за молодую Красную армию в Гражданскую войну. Сами красные «Муромца», кстати, оценили. И даже перезапустили их сборку. Правда, речь шла не о полноценном производстве, а лишь о достройке из сформированных еще во время Первой мировой заделов. Но в скудных условиях Гражданской войны это уже было серьезным вкладом. В РККА четырехмоторные гиганты работали не только по железнодорожным станциям – армии эпохи Гражданской, особенно белые, зависели от них гораздо меньше. Самолеты пытались применять по мобильным целям вроде бронепоездов и конницы Мамантова. И результаты, понятно дело, были скромнее, чем в Первую мировую. Но, опять-таки, это все равно отлично вписывалось в логику Гражданской войны – «лучше, чем ничего». В 1920 году один из «Муромцев» едва не поставил жирную точку в жизни белого генерала Туркула, заодно убив его любимую собаку, французского бульдога по кличке Пальма. Но Гражданская – последняя война этих тяжелых бомбовозов – подходила к концу. Им пытались найти новое применение. Например, приспособить для почтовых и пассажирских перевозок. Но занятие это было не для слабонервных – «Муромец» и до этого славился своей аварийностью. А в начале 20-х, когда техническое состояние вусмерть умученных моторов было совсем уж печальным, чтобы залезть в него, требовалась особенная смелость.

    Последний полет «Ильи Муромца» состоялся в 1923 году. После этого следы этих воздушных кораблей Российской империи оборвались окончательно. Все, что от них осталось ныне, это горстка отдельных артефактов, увесистая пачка фотографий, мемуары причастных и сохранившаяся документация.


Tags: army, new
Subscribe

  • Отдохни

    yaplakal.com pikabu.ru fishki.net ru.reddit.com 7 самых скандальных картин Третьяковской галереи © Ответ на пост «Трындец это…

  • Сегодня в тренде на Youtube

  • Самые смешные анекдоты за день

    Чтобы избежать вмешательства США в итоги выборов, Центризбирком опубликовал результаты за день до их начала. © Иностранных агентов не лишают…

Buy for 20 tokens
Вы вероятно считаете, что вам, как гражданину РФ тоже принадлежат наши недра? Наивный вы человек. Усаживайся поудобнее, мой наивный друг, протирай глаза и читай про одну очень интересную схему. Есть в нашей стране такое государственное АО как «Росгеология», задача которой, в одно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 162 comments

  • Отдохни

    yaplakal.com pikabu.ru fishki.net ru.reddit.com 7 самых скандальных картин Третьяковской галереи © Ответ на пост «Трындец это…

  • Сегодня в тренде на Youtube

  • Самые смешные анекдоты за день

    Чтобы избежать вмешательства США в итоги выборов, Центризбирком опубликовал результаты за день до их начала. © Иностранных агентов не лишают…