MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Categories:

Оружие на пол, руки за голову, всем лежать мордой в пол


  • Боевые корабли. Крейсера. Смертельные реки текли в океан © На самом деле, здесь стоит рассмотреть сразу три семейства: «Кума», «Нагара» и «Сендай», поскольку различия в конструкциях кораблей были минимальны.

    Самое интересное в этом проекте то, что японцы не собирались строить такие корабли. Согласно программе вооружений, японский флот должны были пополнить 6 легких крейсеров водоизмещением 3 500 тонн (по факту – доработанный «Тенрю») и 3 скаута-разведчика покрупнее, 7 200 тонн. Но «разведка доложила точно» о том, что в США готов проект крейсера «Омаха» (о нем будет следующий материал), и все пришлось переделывать.

    «Омаха» казался просто совершенным кораблем и требовал немедленного реагирования.



  • Так что проект скаута был вообще отложен, а вместо крейсера в 3 500 тонн срочно разработали проект нового универсального легкого крейсера водоизмещением 5 500 тонн. В задачи нового корабля входили лидирование эсминцев, разведка, борьба с рейдерами на торговых маршрутах и рейдерство же. В основе проекта лежал все тот же «Тенрю». Просто другого ничего не было в распоряжении конструкторов. Но так как «Тенрю» был весьма удачным кораблем, то не долго думая, просто изменили корпус крейсера, сделав его выше на одну палубу и длиннее. Это потребовалось в первую очередь для того, чтобы разместить более мощную и современную силовую установку, скорость крейсера по планам должна была составлять 36 узлов, чтобы не отставать от лидируемых эсминцев. По плану всего в крейсере должно быть больше: орудий, торпедных аппаратов, скорости, дальности, брони. Бронирование Как обычно было у японцев, с броней вышло слабовато. Но так как противниками в планах рисовались эсминцы противника, то в штабе флота решили, что защита должна держать снаряды 120-мм на дистанции от 7 км и дальше. Бронепояс был. Толщина 73 мм, протяженность от носового котельного до кормового машинного отделения, высота 4,88 м. Отсеки с главными механизмами прикрывала сверху бронированная палуба толщиной 28,6 мм. Над артиллерийскими погребами палуба имела толщину 44,6 мм. Боевая рубка в носовой надстройке имела бронирование до 51 мм, что вообще-то для японских кораблей было очень прогрессивно. Элеваторы подачи боеприпасов защищались 16-мм броней, а погреба имели защиту 32 мм. Орудия главного калибра имели щиты 20 мм. Общий вес брони занимал всего лишь 3,5% от водоизмещения, что на тот момент было очень и очень немного. Энергетическая установка Для новых крейсеров, сконструированных под новые задачи, были разработаны более мощные ТЗА. Это был очень удачный эксперимент по тройному сотрудничеству известной фирмы «Parsons», японского военно-морского технического отдела «Gihon» и концерна «Mitsubishi». Эти ТЗА развивали мощность до 22 500 л.с. и получили название Mitsubishi-Parsons-Gihon. Каждый корабль серии оснащался четырьмя такими ТЗА. Пар для турбин производился двенадцатью трехбарабанными водотрубными котлами Kampon RO GO. Шесть больших и четыре малых котла питались от нефти, а остальные два малых были на смешанном топливе. Суммарная проектная мощность силовых установок составляла 90 000 л.с., в движение корабль приводили 4 трехлопастных винта диаметром 3,353 м. Крейсера развивали требуемую скорость в 36 узлов без особых проблем. Дальность плавания составляла: 1 000 миль на 23 узлах, 5 000 миль на 14 узлах, и 8 500 миль на 10 узлах. Запасы топлива: 1284 т.

    нефти, 361 т.

    угля. Экипаж Экипаж крейсера насчитывал около 450 человек, из них 37 офицеров. Каюты офицеров располагались в кормовой части корабля на нижней палубе, за машинными отделениями, на одного офицера приходилось 10,69 кв. м. площади жилых помещений. Кубрики нижних чинов находились в носовой части корабля над котельными отделениями, на верхней палубе, и в полубаке.

    На одного матроса приходилось всего 1,56 кв. м.

    площади. Условия проживания по европейским меркам считались бы неудовлетворительными. От энергетической установки было достаточно много и шума, и тепла.

    В тропических широтах – не самое лучшее соседство.

    Кроме того, создатели сэкономили на освещении и вентиляции, сделав их естественными, с помощью иллюминаторов. То есть. И освещение жилых помещений, и тем более вентиляция были весьма плохими. Вооружение Главный калибр состоял из семи 140-мм орудий в одноорудийных башенных установках. Два орудия на носу и три на корме. Два орудия были установлены по бокам носовой надстройки. То есть, максимальный залп на один борт могли дать шесть орудий. Орудия не могли считаться современными, наведение производилось вручную, заряжание ручное, скорострельность целиком и полностью зависела от работы расчетов. Снаряды и заряды из погребов тоже подавались вручную, с помощью цепных подъемников.

    Так что скорострельность составляла около 6 выстрелов в минуту. Дальность полета снаряда при максимальном угле возвышения (25 градусов) достигала 17,5 км. Вспомогательное и зенитное вооружение Во-первых, это два 80-мм орудия 8 cm/40 3rd Year Type в одноорудийных открытых установках. Тоже не автоматизированные орудия с ручным наведением, их скорострельность составляла 13-20 выстрелов/мин, максимальная дальность стрельбы при угле возвышения в 45° — 10,8 км, максимальное достижение снаряда по высоте достигалось при угле возвышения в 75° и составляло 7,2 км. Во-вторых, два 6,5-мм автомата 6.5 mm/115 3rd Year Type Kiho. Это была лицензионная копия автомата Hotchkiss образца 1900 г. В целом, даже удовлетворительным назвать зенитное вооружение крейсера было нельзя. Минно-торпедное вооружение Каждый крейсер нес по четыре сдвоенных поворотных 533-мм торпедных аппарата. Аппараты размещались впереди и позади дымовых труб. То есть, с каждого борта крейсер мог выпустить четыре торпеды. Боекомплект состоял из 16 торпед. Дополнительно корабль мог взять на борт 48 мин Mk.6 Model.1. Авиационное вооружение Авиации эти крейсера не несли, за исключением крейсера «Кисо», на котором ради эксперимента была установлена короткая (длина всего 9 метров) платформа для запуска самолетов. Платформа была установлена на крыше носовой башни ГК №2, позднее добавили дополнительную платформу на крышу башни №1. По плану самолет должен был взлетать с платформы используя только свой двигатель и поток встречного воздуха от идущего на полном ходу корабля. Для гидросамолетов был оборудован ангар в носовой надстройке. Модернизации К сожалению, полных данных о модернизациях крейсеров типа «Кума» не сохранилось по причине гибели части документов от огня при бомбардировках союзной авиации. Зенитное вооружение крейсеров усиливалось 25-мм зенитными автоматами. «Кума» получил в общей сложности 36 стволов калибра 25-мм. Два крейсера, «Оои» и «Китаками», в 1940 и 1941 годах соответственно прошли модернизацию, в ходе которой на каждом корабле было установлено десять четырехтрубных 610-мм торпедных аппарата. Корабли превратились в торпедные крейсера. Идея заключалась в том, чтобы в ночное время атаковать корабли противника залпами из 20 торпед 610-мм плюс еще какое-то количество могли выпустить эсминцы. Но толку не вышло, американцы упорно не хотели сражаться по ночам, а появление в массовом количестве на кораблях флота США радаров свело на нет тактику скрытного подхода с последующим пуском торпед. А эксперименты с «Китаками» не закончились, его перестроили в носитель восьми человеко-торпед «Кайтен». Боевое применение. «Кума» На момент начала Второй мировой войны входил в состав 16-й эскадры.

    Принимал участие во вторжении на Филиппины, а потом высаживал десанты в западном Минданао и Себу. В районе острова водах Себу крейсер чудом уклонился от двух торпед, выпущенных американским торпедным катером. Затем крейсер «Кума» прикрывал высадку в Коррехидоре, патрулировал район Манилы, охранял гавань Макассара. Использовался для переброски войск в качестве транспорта. Последний рейс в качестве транспорта «Кума» совершил в первую неделю января 1944 г.

    Крейсер вышел из Сингапура в Пенанг вместе с тяжелыми крейсерами «Ашигара» и «Аоба». Недалеко от Пенанга «Кума» был торпедирован британской подводной лодкой «Тэлли Хо», которая попала в крейсер двумя торпедами. «Кума» очень быстро затонул. «Тама» Крейсер начал службу в паре с систер-шипом «Кисо» в составе 21-й эскадры 5-го флота. Участвовал в операции на Алеутских островах, принял участие в битве у Командорских островов.

    Далее использовался как вооруженный транспорт при эвакуации гарнизона острова Кыска, для доставки подкреплений на острова юго-западной части Тихого океана. Получил серьезные повреждения от американской авиации у мыса Сент-Джордж, ремонтировался до конца 1943 года. После ремонта снова стал быстроходным транспортом, снабжал гарнизоны на островах.

    Участвовал в битве у Лейте, в бою у мыса Энгано. Получил торпеду с американского самолета, вышел из боя, экипаж боролся за живучесть. После реанимационных действий экипаж смог дать ход и корабль пополз на Окинаву. И на пути к Окинаве «Таму» встретила американская подводная лодка «Джаллао». Естественно, по крейсеру, ползущему со скоростью 7 узлов, американцы не промахнулись. «Тама», получив еще две торпеды, моментально принял огромное количество воды, перевернулся и затонул со всем экипажем. Спасенных не было. «Кисо» Вместе с «Тама» участвовал в бою у Командорских островов в Алеутской операции. Эвакуировал гарнизон острова Кыска. Работал в юго-западной части Тихого океана. Был основательно поврежден в сентябре 1943 года американскими бомбардировщиками и ремонтировался до марта 1944.

    Участвовал в битве в заливе Лейте. Далее перевозил грузы в Филиппинском море. Последний выход в море состоялся 13 ноября 1944 года.

    «Кисо» выходил из порта Манилы, когда прилетели американские самолеты и крейсер получил в непосредственной близости несколько бомб калибром 227 кг и сел на грунт на мелководье, где пробыл до 1956 года, после чего был разделан на металл. «Оои» Войну начал в Индийском океане, охраняя линкоры 9 эскадры. Участвовал во всех операциях у Филиппин, после был переоборудован в быстроходный транспорт и осуществлял снабжение из Сингапура. Во время похода 19 июля 1944 года недалеко от манилы был торпедирован американской подводной лодкой «Флэшер». Две торпеды оторвали носовую часть и вызвали сильный пожар. Корабль был оставлен экипажем и затонул. «Китаками» Наверное, самый многострадальный из семейства «Кума» крейсер. Ни один корабль этой и последующих серий не подвергался такому количеству переделок. В 1941 году «Kитаками» был переделан в «торпедный крейсер». Частично, поскольку план перевооружения состоял в замене 140-мм орудий на 4×2 орудий 127-мм, 4×2 25-мм зенитных автоматов и 11 (по пять на каждый борт и один в диаметральной плоскости) счетверенных 610-мм торпедных аппаратов. Но в Японии начались проблемы с вооружением, и четыре передних 140-мм орудия оставили. Торпедных аппаратом установили 10, а не 11, по пять на борт. Плюс установили 2 спаренные установки 25-мм зениток. Так как идея «торпедных крейсеров» не добилась успеха, то крейсер в конце 1942 года решили переделать в быстроходный транспорт. Количество 25-мм зенитных автоматов выросло до 18 стволов, на корме появились бомбосбрасыватели и боекомплект из 18 бомб к ним. Количество торпедных аппаратов сократили до двух четырехтрубных, а на освободившемся месте разместили шесть десантных катеров «Дайхацу». Наличие противолодочного вооружения не помогло и 27 января 1944 года в борт «Китаками» попала торпеда с британской подводной лодки «Теплар». Крейсер «Кину» отбуксировал «Китаками» в Сингапур, где корабль прошел аварийно-восстановительный ремонт. Далее «Китаками» сопровождал транспортные конвои в Манилу, а затем ушел в Сасебо. Там крейсер снова переделали, на этот раз в носитель человеко-торпед «Кайтен». Восемь аппаратов размещали на спонсонах и спускали на воду по кормовому слипу. На корабль их поднимали 20-тонным мачтовым краном.

    Оставшиеся 610-мм торпедные аппараты и 140-мм пушки сняли. Вместо 140-мм орудий поставили 2 спаренных установки 127-мм универсальных орудий. Количество 25-мм автоматов возросло до 67 стволов (12×3 и 21×1). Но планировавшаяся операция с применением смертников на «Кайтенах» на Окинаве не состоялась. «Kитаками» 24 июля 1945 года был тяжело повреждён в Куре американскими палубными самолетами, а 28 июля 1945 года при очередном налете фактически был добит. Ремонтировать крейсер, естественно, не стали, и в 1947 году пустили на слом.

    Второй серией крейсеров стали корабли типа «Нагара» Серия состояла тоже из пяти кораблей, «Нагара», «Исузу», «Юра», «Натори», «Кину» и «Абукума». Отличия от кораблей первой серии были минимальны и заключались в индивидуальных деталях. Рассматривать их совершенно нет смысла, поскольку козырек на дымовой трубе – это отличие, которое действительно значимым не назовешь. Единственное, чем «Нагара» отличались от «Кума» - это торпедными аппаратами, поскольку на «Нагара» они изначально были 610-мм. Стоит отметить только удачную переделку «Исузу» в крейсер ПВО. 140-мм орудия были сняты, а вместо них установили шесть 127-мм универсальных орудий в трех спаренных установках и 37 зенитных автоматов калибра 25 мм. «Нагара» С началом войны «Нагара» обеспечивал вторжение на Филиппины, после чего ушел в Голландскую Индию.

    Там он перевозил войска в Кендари и Макассар. Потом был переведен в Батавию и нес службу как корабль охраны. Сражался при Мидуэе и в битве при Соломоновых островах, участник сражения у Гуадалканала. Привлекался в качестве быстроходного транспорта в операциях по снабжению. 7 августа 1944 года, возвращаясь из похода на Окинаву, «Нагара» получил попадание торпеды с американской подводной лодки «Крокер». Экипаж не справился с повреждениями и крейсер затонул. «Исузу» Осуществлял перевозки и эскортирование кораблей в водах Сурабайи, Балкапанана и Макассара с начала войны и до сентября 1942 г. Принимал участие в обстрелах Гуадалканала, в ночь с 13 на 14 ноября в районе Гуадалканала попал под удар американской авиации и был сильно поврежден бомбами. После ремонта, который длился до мая 1943 года, усилив ПВО и получив радар для контроля воздушного пространства, приступил к транспортным операциям. 5 декабря 1943 недалеко от атолла Кваджалейн снова получил попадание американской бомбы, но смог вернутся в Трук и дальше в Японию. Там корабль переделали в крейсер ПВО. Сражался у мыса Энгано, спасал людей с потопленных авианосцев, был поврежден снарядами американских крейсеров. Затем осуществлял транспортные перевозки, в ходе одной из которых получил в нос торпеду от подводной лодки «Хэйк». Дополз до Сингапура, где был отремонтирован, но в первом же выходе 7 апреля 1945 года нарвался в заливе Бима на американские же подводные лодки «Чэрр» и «Джибилэн», которые буквально порвали крейсер своими торпедами. «Натори» Принимал участие во вторжении на Филиппины. Участвовал в бою в проливе Сунда, где вкупе с другими кораблями потопил американский крейсер «Хьюстон» и австралийский крейсер «Перт». Осуществлял патрулирование у берегов Сарабайн и Макассара. 9 января 1943 г.

    получил две торпеды, выпушенные американской субмариной «Тэутог», но так как торпеды попали в корму, а команда справилась в повреждениями, то «Натори» добрался до Сингапура, где встал на ремонт до 1944 года. Повреждения были очень серьезными. После выхода из ремонта ходил в Манилу с армейскими грузами. 18 августа 1944 года, в одном из таких походов, две торпеды американской подводной лодки «Хэрхэд» отправили «Натори» на дно. «Юра» С начала войны действовал в районе Малайи, Борнео и Французскою Индокитая. Участвовал в сражении за Мидуэй, битве при Соломоновых островах, эскортировал транспорты на Гуадалканал. 18 октября 1942 года у берегов острова Чойсал крейсер получил торпеду от американской подводной лодки «Грамиус», но экипаж справился и довел корабль до базы. Однако через неделю, 25 октября 1942 года, обстреливая американскую базу «Хендерсон-Филд», получил две бомбы с пикирующего бомбардировщика. Корабль начал отход, но В-17, поднявшиеся с аэродрома, нанесли «Юра» очень тяжелые повреждения. Корабль потерял ход и был добит торпедами подошедших японских эсминцев. «Юра» стал первым японским легким крейсером, потопленным во Второй Мировой войне. «Кину» Участвовал в захвате Явы и Малайи, операциях в Голландской Индии. На протяжении 1942 и 1943 годов крейсер плавал скоростным транспортом, обеспечивая всем необходимым армейские гарнизоны в районах Сингапура. Явы и Макассара. На якорной стоянке Макассара крейсер был поврежден бомбой, сброшенной с бомбардировщика В-24. Ремонт продлился до сентября 1943 г. После ремонта продолжил снабженческую деятельность. Буксировал торпедированный 27.01.1944 крейсер «Китаками» на базу в Сингапуре, доставлял грузы на Филиппины.

    В октябре 1944 года буксировал поврежденный крейсер «Аоба» до Кавите. 25 октября высаживал десант на остров Лейте, а 26 октября был потоплен бомбардировщиками авианосца «Манила Бей» недалеко от Палау.

    «Абукума» Принимал участие в походе на Перл-Харбор. Участвовал в высадке десантов в Рабауле и Кавиенге. Участник операции на Алеутских островах. Вместе с легким крейсером «Кисо» эвакуировал гарнизон острова Кыска в июле 1943 г. Во время похода для обеспечения гарнизонов островов Панаон на Филиппинах, «Абукума» был торпедирован американским торпедным катером РТ-137.

    Попала одна торпеда и не в критичный район машинного отделения. Крейсер остался на плаву и сохранил ход. «Абукума» пошел в сторону своих баз, но в море Сулу 26 октября 1944 года его догнали В-24 и отоварили бомбами по полной программе. Две бомбы взорвались на палубе, начался пожар, но больший вред принесли бомбы, которые взорвались у бортов. В итоге крейсер был покинут командой и затонул.

    Крейсера типа «Сендай» Третья серия крейсеров, типа «Сендай», состояла всего из трех кораблей. Еще три корабля не были построены из-за ограничений, наложенных рамками Вашингтонского договора, который Япония подписала в 1921 году. От предыдущей серии крейсеров типа «Нагара» крейсера отличались иным расположением котлов и наличием катапульт для самолетов. Были построены «Сендай», «Дзинцу» и «Нака». «Сендай» Эскортировал силы вторжения в Малайю в ноябре 1941 года. Транспорты высадили десант, а боевые корабли обстреляли позиции британских войск в Малайе.

    20 декабря 1941 года «Сендай» принял участие в потоплении голландской подводной лодки О-20. 26 января 1942 года «Сендай» и 4 эсминца приняли участие в сражении при Эндау против британских эсминцев. В результате японцы потопили эсминец «Танет». Далее крейсер участвовал в захвате атолла Милуш, высаживал десант на Гуадалканал, обстреливал остров Тулаги. В ночном сражении у Гуадалканала прикрывал линейный крейсер «Киришима», но тот все-таки утонул. Дальше «Сендай» базировался на Рабаул и занимался транспортными операциями вплоть до своей гибели 2 ноября 1943 года. Случилось это в бою в заливе Принцессы Августы, где «Сендай» оказался бортом к отряду американских крейсеров «Монпелье», «Кливленд», «Колумбия» и «Денвер». Американцы стреляли исключительно точно, и просто разорвали «Сендай» своими снарядами. Крейсер затонул. «Нака» Участвовал во вторжении на Филиппины, в высадке на Лусон. В январе 1942 года крейсер эскортировал транспорты с силами вторжения в Баликпапан. По крейсеру выпустила торпеды голландская подводная лодка К-XVIII. Пока крейсер и эсминцы гоняли подводную лодку, к конвою подошли четыре американских эсминца и потопили три транспорта и катер-тральщик. Далее «Нака» участвовал в операциях по захвату острова Ява, принял участие в сражении в Яванском море. Обеспечивал десант на остров Рождества. При высадке десанта в «Нака» попала торпеда, выпущенная американской подводной лодкой «Сивулф». Взрыв проделал огромную пробоину, но команда справилась с повреждениями и «Натори» отбуксировал «Нака» в Сингапур. Ремонт крейсера продлился почти год. После ремонта, 1 апреля 1943 года крейсер «Нака» перешел на Трук, откуда осуществлял транпортные перевозки. 17 февраля 1944 года корабль вышел из Трука с задачей оказать помощь поврежденному крейсеру «Агано», но тут подлетели три волны американских самолетов.

    От первых двух налетов крейсер отбился, а в третьем удача отвернулась от японцев. Сперва американцы попали в «Нака» торпедой, лишив его хода, после чего попасть бомбами в обездвиженные крейсер стало проще простого. «Нака» в итоге перевернулся и затонул. «Дзинцу» Участвовал в захвате Филиппин, прикрывал десантные операции на Целебесе, в Гонконге, Амбоне и на Тиморе. Во время битвы в Яванском море в крейсер попал 120-мм снаряд, выпущенный британским эсминцем «Электра». Повреждения потребовали ремонта.

    Участвовал в битве за Мидуэй, прикрывал высадку на Гуадалканал. Во время боев за Гуадалканал получил попадание 227-кг бомбой с американского бомбардировщика. Корабль вернулся на Трук, где его подлатали и отправили в Японию, на капитальный ремонт.

    8 июля 1943 года «Дзинцу» покинул Трук вместе с эсминцами прикрытия в качестве транспорта. Крейсер-транспорт вез войска для высадки на остров Коломбангара. 12 июля американский гидросамолет обнаружил японскую флотилию и навел на конвой отряд кораблей США. Японцы были атакованы американскими крейсерами. «Дзинцу» первым открыл огонь, но американские «Сент-Луис» и «Гонолулу» и новозеландский «Линдер» стрелали и точнее, и чаще. В «Дзинцу» попало больше десятка снарядов 203-мм, но финальную точку поставила торпеда с американского эсминца. Что можно сказать об этих крейсерах? Они к началу Второй Мировой войны устарели, причем и морально, и физически. Главной проблемой были размеры, которые не позволяли оснастить корабли в соответствии с изменяющимися условиями. Это касалось как средств радиолокации, так и современных орудий и зенитных установок. Однако же, корабли обладали хорошей скоростью и грузоподъемностью, что позволило их использовать как быстроходные и (немаловажно) хорошо вооруженные транспорты, способные дать отпор кораблям противника. Явной проблемой кораблей всех трех серий стала противоторпедная защита. 8 крейсеров из погибших 12 стали жертвами именно торпед. Старые корабли, построенные сразу после Первой Мировой войны, оказались довольно полезными японскому флоту даже не столько по огневой мощи, сколько благодаря иным качествам. Для боя эти крейсера подходили меньше всего.


  • «Танки-предтечи» из Франции… © Самый странный прототип танка на свете: «ползоход» инженера Буаро.

    Фото Landships.info «Приготовьтесь к войне, Возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала на мечи И серпы ваши – на копья; Слабый пусть говорит: «я силён». (Иоиль 3,9-10) Танки мира. Не так давно на ВО появился материал про… французский танк «Рено», и в нём было заявлено, что это французы вдохновили англичан на создание первого танка, ну, много всего там было написано интересного… кроме того, что действительно следовало бы написать. А следовало бы написать, что да, действительно первыми машины для действия на поле боя в Первую мировую войну начали строить именно они, французы, вот только вдохновить их «танки» кого-то и на что-то могли разве что случайным образом, настолько они были несовершенными технически. И это действительно так, потому что самый первый изготовленный ими в металле «танк», цель которого была рвать заграждения из колючей проволоки и прокладывать дорогу своим войскам, на танк не походил совершенно! И да, «устройство» это было построено во Франции, а называлось оно «машина Буаро».



  • Причём построить её удалось в двух вариантах, и оба они по праву заслуживают название самых необычных боевых машин того времени. Едва только манёвренный период Первой мировой войны закончился, как французским солдатам пришлось тут же столкнуться с заграждениями из колючей проволоки, которые им нужно было как-то преодолевать! Вот он во всей красе – воистину «велик и по-настоящему ужасен»! Фото Landships.info «Ползоход» Буаро Резать их специальными ножницами было прежде всего опасно. Рвать снарядами – слишком дорого и иррационально. И вот тут-то своё слово и решил сказать инженер М. Буаро, первая машина которого была испытана на местности уже в декабре 1914 года. Всякому, кто её видел, она представлялась, наверное, чем-то чудовищным, поскольку это была восьмиметровая рама, состоявшая из шести плоских плит, соединённых с помощью шарниров. Внутри неё конструктор разместил некую кабину пирамидальной формы, в которой стоял мотор мощностью всего 80 л.с. и были предусмотрены места для двух членов экипажа. Кабина имела колёса и могла медленно перекатываться по рельсам внутри рамы, при этом огромные плиты, словно гусеничные траки, «мостили» перед этим чудовищем дорогу. А вот на схеме «ползоход» выглядит нелепо, но не страшно! Фото Landships.info То есть плиты поочерёдно падали сверху на грунт и… своим весом рвали и вдавливали в землю проволочные заграждения, ну а за машиной вполне свободно могла идти пехота. И так как вес у неё был 30 тонн, да к тому же ещё и габариты соответствующие, то и дорогу она могла проложить через самые многорядные заграждения.

    Только вот скорость у неё была всего лишь 3 км/ч! К тому же она совершенно не могла поворачивать! Вдобавок ещё и представляла собой просто замечательную цель для вражеской артиллерии. Поэтому сразу после испытаний от неё отказались. Вот надо же было такое придумать… Фото Landships.info «И как же она поворачивала?» Буаро, однако, духом не пал, а тут же предложил военным более компактную версию с бронированным корпусом, меньше по размерам, которая теперь могла не только рвать колючую проволоку, но и форсировать траншеи шести футов шириной. Но… скорость всего 1 км/ч, равно как и радиус поворота, составлявший 100 метров, не оставили ей ни малейшего шанса быть принятой на вооружение. Кстати, совершенно не ясно, каким же образом она это делала, и что за механизм на ней стоял. «Буаро № 2». Машина стала меньше, компактнее, но, пожалуй, на вид ещё ужаснее… Фото Landships.info А это она же во время испытаний на местности. Фото Landships.info Но раз она хоть как-то поворачивала, значит, что-то «поворотное» на ней всё-таки было. И на этот раз конструктор даже предложил установить в её дверцах, справа и слева по бортам, вооружение из двух пулемётов, для чего увеличил экипаж «машины» до 3 человек. Но и в таком вооружённом и усовершенствованном виде она «не пошла»! Наверное, они тоже недоумевают – а где же у неё руль? Фото Landships.info «Брето-Прето» – побеждать резаком и пулемётом О провале «машин Буаро» узнал другой француз – инженер Д. Л. Брето, и идеи Буаро вдохновили его на свой собственный вариант машины для преодоления проволочных заграждений. Только вот он решил не давить их, а резать при помощи особого механического резака, представлявшего собой вертикальную пилу с механическим приводом.

    Образец для испытаний взялась изготовить фирма «Прето», из-за чего это новое устройство и получило двойное название: «Брето-Прето». В законченном виде оно представляло собой пятитонный забронированный колёсный трактор, вооружённый пулемётом «Гочкис» в небольшой башне. Устройство Брето.

    Сами зубья были неподвижными и служили только лишь для захвата проволоки, а резала их особая цепь, устроенная по принципу современной мотопилы Испытания сразу 10 таких «тракторов» начали проводить 22 августа 1915 года. Выяснилось, что… в целом машина неудачная. Тогда в сентябре решили поставить приспособление Буаро на бронеавтомобиль «Рено» М.1915, причём из-за добавочного веса пулемётную башню потребовалось снять. Но и с этой машиной ничего путного не получилось. И тогда в качестве шасси решили использовать гусеничный трактор «Джеффри Квад», поставлявшийся во Францию из США и использовавшийся французской армией в качестве транспортёра-буксировщика тяжёлых орудий.

    Однако и его шасси с «лунным рельефом» на поле боя не справилось. Он застрял в траншее, откуда его еле-еле вытащили. Третья конструкция – на базе трактора «Бэби Холт», имела корпус из специальной котельной стали и поступила на испытания в декабре 1915 года. Резак Брето на него даже ставить не стали, а постарались прежде всего выяснить уровень его проходимости. Полностью бронированный «Бэби Холт» планировалось вооружить двумя пулемётами «Гочкис» – один в носу справа по курсу, а другой в башне, установленной на корпусе. Вот это уже хотя бы как-то было похоже на танк, и опыт работы над этой машиной в какой-то мере отразился на дизайне танка «Шнейдер» СА.1. Цепная пила на тракторном колёсном шасси «Электротрактор» Габэ и Обрио Затем ещё два французских инженера Поль Обрио и Густав Габе всё в том же 1915 году на шасси сельскохозяйственного трактора «Фильтц» соорудили странную, очень даже странную боевую машину, в чём-то похожую на бронебашню с двумя передними тракторными колёсами большого диаметра, которые были ведущими. Вооружение – 37-мм скорострельная пушка. Экипаж – два человека: водитель и командир, который одновременно был и стрелком, то есть и наводчиком орудия, и заряжающим. Но самое необычное в её конструкции кроме внешнего вида заключалось в двигательной установке, в качестве которой они использовали электромотор, получавший питание по тянущемуся за этим «трактором» кабелю. «Крепость» – машина Габэ и Обрио.

    Фото из книги «Рассвет славы» Внутри этот «танк» не имел ни батарей, ни электрогенератора – ничего! Зато был кабель, который сматывался со специальной катушки. И уже к ней подсоединялся либо мобильный, либо стационарный источник тока! Разумеется, боевая машина, за которой волочится «хвост» из кабеля, для армии была признана совершенно непригодной. И хорошо уже то, что оба конструктора это поняли и предложили усовершенствованный вариант, имевший в корпусе бензиново-электрическую двигательную установку и вдобавок на гусеничном ходу. Машина имела длину 6 м, ширину – 2,5 м, высоту – 2 м, боевой вес – 8-10 тонн. В августе 1915 года военные заказали конструкторам 10 таких «танков» для проведения испытаний. Но двигатель мощностью всего 45 л.с. оказался слишком слабым.

    Заявленной скорости поэтому и эта их машина так и не развила. Боевая машина П. Фрота. Как видите, тогда строили всё подряд, даже не задумываясь о том, будет ли это вообще работать. Фото Landships.info «Тяни-толкай» Фрота Ну а в марте опять же 1915 года инженер П.

    Фрот, работавший в компании «Северный канал», также предложил «боевую машину», похожую на… «тяни-толкай». Весила она 10 тонн, имела два поста управления и могла двигаться на поле боя вперёд-назад, даже не разворачиваясь. Заграждения из колючей проволоки она должна была давить за счёт формы корпуса и колёс, на которые эта проволока бы попадала. Двигатель в 20 л.с. находился в центре корпуса.

    Экипаж из 9 человек включал четырёх стрелков-пулемётчиков и трёх их помощников. Скорость машины была всего 3-5 км/ч, и к тому же выяснилось, что на пересечённой местности передвигаться она фактически не могла. Боевая машина П. Фрота. Рисунок современного художника На поле боя она была совершенно беспомощна… Фото Landships.info Вот это, собственно говоря, и все достижения французской инженерной мысли, которые в 1915 году могли хотя бы в чём-то вдохновить англичан… В итоге на поле боя вышли вот такие ромбовидные машины, которые и стали первыми в мире танками! Кадр из кинофильма «Новый Гулливер» (1935) Более подробно обо всех вышеназванных машинах вы, уважаемые читатели ВО, можете прочитать опять-таки на наших страницах в материалах прошлых лет: Экспериментальная инженерная машина Appareil Boirault №2 (Франция) Проекты сочлененных танков Boirault Train Blindé (Франция) Бронемашина Frot-Laffly (Франция) Есть и интересная литература, посвящённая этой теме, причём и на русском, и на английском языке: 1. Ричард Огоркевич. Танки: 100 лет истории.

    Издание на русском языке, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019. 2. Vauvallier, F. (2014).

    The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles 1914-1940. Histoire and Collections Publishing, France. 3. Zaloga, S. (2010).

    French Tanks of WW1. Osprey Publishing. P.S. Администрация сайта и автор выражают глубокую благодарность А. Шепсу за выполненные им иллюстрации к статье.


Tags: army, new
Subscribe

  • La musique

    Бывший вокалист JUDAS PRIEST — об альбоме 2018 года © >> Tim "Ripper" Owens в рамках недавнего интервью ответил на вопрос о том,…

  • Игры и другие сны разума

    Instagram добавит новые функции с возможностью совместных публикаций пользователей © Социальная сеть Instagram объявила о ряде изменений,…

  • Das Auto

    В УАЗ показали Буханку люкс! © Компания УАЗ в Instagram показала новую модификацию легендарной «Буханки». Доработкой фургона занималась…

promo maxho january 1, 2019 00:00
Buy for 10 tokens
Невиданный аттракцион щедрости, всего за 10 жетонов можно разместить здесь свой промо-блок. Ввиду широко применяемых баннерорезок, промо-блок может быть не видим, но за 20 жетонов я вставлю ваш промо-блок в пост.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments