MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Categories:

Оружие на пол, всем лежать мордой в пол


  • Боевые самолеты. Почти французский «Бофайтер» © Это очень интересная машина. По сути, сравниться с ней по оригинальности и универсальности мог только голландский «Фоккер» G.1, о котором шла речь в самом конце прошлого года. И, если бы Франция реализовывала не все подряд планы по строительству самолетов, а только лучшие, ох, как непросто пришлось бы Люфтваффе в 1940 году… Но идем по порядку. Середина тридцатых годов прошлого века была ознаменована просто бешенным интересом к двухмоторным самолетам универсального характера, из которых при минимальных переделках можно было бы получить и бомбардировщик, и штурмовик, и тяжелый истребитель, и разведчик. Вообще идея была вполне себе, вопрос стоял только в исполнении. У кого-то все получилось, у кого-то нет. Bf.110 от «Мессершмитта» в подметки не годился G.1 от «Фоккера», а британский «Бофайтер» от «Бристоля» только-только начинал учиться летать.


  • Ну а интересной попыткой во Франции можно было назвать конкурс на трехместный истребитель с неподвижным направленным вперед пушечным вооружением, предназначенный для перехвата, сопровождения, а также использования в качестве лидера одномоторных истребителей. Конкурс собрал целых восемь желающих победить. И в результате появились весьма многообещающие машины: «Потэ» Р.630, «Анрио» 220, «Луар-Ньюпор» LN.20, «Романо» Ro.HO. Истребитель от «Потэ» даже пошел в серию и показал себя вполне боевой машиной. Однако, ни один из них не мог сравниться с продуктом работы коллектива фирмы «Бреге» под руководством главного конструктора Жоржа Рикара. Самолет получился очень приличный, многие эксперты отзывались о нем как о некоем более легком предшественнике «Бофайтера», что в целом соответствовало действительности. Конструкция была более чем современная: свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла.

    Очень много металла в конструкции, что обеспечило отличную прочность. Фюзеляж, крылья, хвостовое оперение – все было из металла. В фюзеляже, который был сделан монококом, разместили места трех членов экипажа: пилота, штурмана и стрелка-радиста. Атакующее вооружение, состоящее из двух 20-мм пушек «Испано-Сюиза», разместили по обе стороны летчика. Стрелка-радиста вооружили пулеметом 7,5-мм МАС 1934.

    В качестве силовой установки использовали два 14-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения «Испано-Сюиза» 14АВ 02/03, которые выдавали по 680 л.с. на высоте 3500 м. Каждый из них развивал мощность 680 л.с. на высоте 3500 м и 650 л.с. на взлете. Моторы весьма прогрессивно вращали винты в противоположные стороны, что весьма положительно сказывалось на управлении самолетом при взлете и на рулежке. Колесные стойки убирались в мотогондолы. Процесс постройки прототипа шел так неспешно, но, правда, и заказчик не сильно так напрягал конструкторов.

    Строить прототип Вг.690 начали в 1935 году, а официальный заказ на самолет поступил в начале 1937 года, когда прототип уже вовсю ждал двигателей. Но может, так оно и к лучшему случилось. Но одновременно с заказам на машины для испытаний, нарисовались господа из военного ведомства и начали задавать всем участникам конкурса вопросы на тему того, а может ли истребитель волшебным образом превратиться в бомбардировщик или штурмовик? Некоторые конструкторы сказали, что «просили истребитель – получите», но у «Бреге» были готовы к такому повороту событий. И вариант двухместного штурмовика если не прорабатывался, то хотя бы рассматривался. Однако, с момента начала работ прошло слишком много времени, чтобы все можно было отыграть назад. Потому решили вариант тяжелого истребителя оставить без изменений, назвав его Вг.690-01, а постройку двухместного штурмовика Вг.690-02 начать «с нуля». Однако, беда пришла, откуда не ожидали. Детище фирмы «Потэ» Р.630 так понравился военным, что на производство серии этих самолетов отдали весь имевшийся запас двигателей от «Испано-Сюизы». Самолет «Бреге» ждал около года, пока ему дадут двигатели. И только 23 марта 1938 года Вг.690-01 впервые поднялся в воздух. Зато, когда он взлетел, сразу стало ясно, что «Бреге» побеждает «Потэ» «за явным преимуществом». Летные данные, управляемость, манёвренность – все было лучше у «Бреге».

    Неудивительно, что 14 июня 1938 года «Бреге» получает заказ на 100 самолетов в варианте двухместного штурмовика-бомбардировщика, обозначенного Вг.691АВ2. А впоследствии это количество было увеличено до 204 штук. Споры были нешуточные, далеко не все в руководстве ВВС считали, что Франции необходимо столько штурмовиков. Тем не менее, производство пошло. Сама по себе переделка не была сложной, основной переделкой стала установка вместо кабины штурмана бомбового отсека на 8 бомб по 50 кг. Одну пушку, правда, пришлось убрать. Так что в распоряжении летчика осталась одна 20-мм пушка HS404 по правому борту в передней части фюзеляжа. Вместо второй пушки установили два пулемета МАС 1934 калибра 7,5-мм. И добавили еще один пулемет 7,5-мм, который стрелял наклонно вниз-назад. Ну и штатный пулемет 7,5-мм для обороны задней полусферы у стрелка-радиста. Для нормального размещения бомб пришлось немного увеличить носовую часть самолета, на 0,3 м. Бомбы разместились, более того, стало возможным увеличить запас топлива с 705 до 986 литров благодаря установке двух баков в мотогондолах.

    Правда, возникли проблемы с двигателями. Мотор «Испано-Сюиза» 14АВ обладал необходимой мощностью и более того, отличался небольшим диаметром. Однако, ресурс этого мотора оказался значительно ниже того, что было заявлено фирмой. Плюс надежность была весьма ниже среднего. Сама фирма-изготовитель «Испано-Сюиза», намучившись с этим мотором, решила перейти на двигатели водяного охлаждения.

    Это очень сильно подрывало перспективу серийного производства Вг.691, так как переделка под мотор водяного охлаждения требовало очень много времени. Поэтому «Испано-Сюизу» решили заменить на «Гном-Рон» 14М воздушного же охлаждения. «Гном-Рон» развивал 700 л.с. на взлете и 660 л.с. на высоте 4000 м., зато обладал еще меньшим диаметром и лобовым сопротивлением. Так самолеты с «Испано-Сюизами» получили маркировку Вг.691, а с моторами от «Гном-Рон» - Вг.693.

    В остальном, кроме моторов, самолеты были идентичны. Единственным отличием в поздних сериях Вг.693 стала установка двух неподвижных пулеметов, стреляющих назад, в мотогондолах. Одновременно на базе Вг.693 был разработан тактический разведчик Вг.694. Разведчик сохранил возможность использования в качестве штурмовика, правда, для этого его нужно было серьезно довооружать. Экипаж разведчика состоял из трех человек, на месте штурмана разместили наблюдателя с аэрофотоаппаратом, а вооружение сократили до одного неподвижного курсового пулемета и подвижного пулемета у стрелка-радиста. В войска «Бреге» Вг.691 и 693 начали поступать в войска в октябре 1939 года. В летных частях отношение было неоднозначное, летчикам самолет понравился, а вот техсостав был явно не в восторге. В основном, из-за низкой надежности моторов «Испано-Сюиза», хотя шасси тоже подвергалось критике. Первое боевое применение Вг.693 совершили 12 мая 1940 года, на колонны немцев у Тонгерена. 11 Вг.693 атаковали порядки механизированной дивизии. Немцы встретили французские штурмовики более чем жестко, сбив 7 машин из 11, а остальные повредив так, что один упал чуть позже, второй разбился при вынужденной посадке, а из двух севших на своем аэродроме один не подлежал восстановлению, поскольку был буквально изрешечен. Вторая группа из семи самолетов, выполнявших задание в том же районе, надо сказать, потеряла только один самолет. Вообще успех применения штурмовиков «Бреге» главным образом зависел от того, насколько внезапной была атака.

    Если удавалось подойти к противнику незамеченным, то потери были невелики. Если зенитчики противника успевали заметить самолеты и организовать отпор – французы несли потери. Очень быстро был выработан следующий регламент действий: к цели подходили на бреющем полете, затем следовал набор высоты до 900-1000 метров, пикирование, на 300-400 метрах сброс бомб и уход от цели опять на бреющем. За две недели боевого применения штурмовики «Бреге» Вг.693 выполнили более 500 боевых вылетов в которых было потеряно 47 машин. В целом конструкция самолета зарекомендовала себя более чем прочной и позволяла выдерживать многократные попадания пуль и снарядов, несмотря на то, что конструкция не была отягощена бронированием. Штурмовики возвращались на свои аэродромы, будучи изрядно повреждены огнем зениток. Очень выручала простая и ремонтопригодная конструкция машины, позволявшая быстро приводить самолеты в порядок. Например, замена двигателя занимала всего 1 час 20 минут. Кстати, о двигателях.

    Как было сказано выше, «Гном-Рон» 14М развивал максимальную мощность на высоте 4000 метров. А применялся самолет на высотах от 200 до 1000 метров. Вообще-то стоило в штурмовиках использовать менее высотную версию двигателей, но подход французского военного ведомства был такой, что всю свою недолгую карьеру Вг.693 провоевал с не совсем подходящими для этого двигателями. Производство самолетов «Бреге» серии 690 было прекращено, когда немецкие войска подошли непосредственно к Виллакублэ и Бурже, где собирали самолеты. До этого момента в Виллакублэ было произведено 274 самолета «Бреге» серий 693 и 695, а в Бурже собрали 30 экземпляров Вг.693. Когда Франция капитулировала, судьба штурмовиков была печальной. Три самолета были угнаны своими экипажами в Северную Африку и там их следы потерялись. Скорее всего, не получив должного ремонта, самолеты остались на каком-то аэродроме. Все остальные «Бреге» Вг.693 и 695 были переданы в состав войск Виши. Но когда незанятая часть Франции была оккупирована Германией, то самолеты были захвачены немцами. Проведя испытания, немецкие специалисты не выразили интереса к штурмовикам и передали их итальянским союзникам. 26 самолетов были использованы итальянцами в качестве учебных машин. Так, собственно, закончилась судьба этого весьма интересного самолета, ставшего первым реальным штурмовиком ВВС Франции.

    ЛТХ Br.693 Размах крыла, м: 15,37 Длина, м: 9,67 Высота, м: 3,19 Площадь крыла, м2: 29,20 Масса, кг - пустого самолета: 3 010 - нормальная взлетная: 4 500 - максимальная взлетная: 4 900 Двигатель: 2 х Gnome-Rhоne 14M-6/7 х 700 л.с. Максимальная скорость, км/ч - на высоте: 427 - у земли: 390 Крейсерская скорость, км/ч: 400 Практическая дальность, км: 1 350 Скороподъемность, м/мин: 556 Практический потолок, м: 8 400 Экипаж, чел: 2 Вооружение: - одна 20-мм пушка Hispano-Suiza 404 - два 7,5-мм передних пулемета Darne MAC1934 - один 7,5-мм пулемет Darne на подвижном креплении в задней кабине; - один 7,5-мм неподвижный пулемет, установленный наклонно под фюзеляжем для обстрела задней полусферы снизу; - на поздних вариантах по одному неподвижному 7,5-мм пулемету в гондолах двигателя для обстрела задней полусферы; - бомбы массой до 400 кг (8 х 50 бомб)


  • Секретный японский флот © «Нагато» появился в период восьмой луны, а его собрат «Муцу» – в месяц длинных ночей. Иными словами, точная дата вступления в строй осталась неизвестной. Все заявления были ложью, а малочисленные свидетели никому не раскрыли тайны. Молчание позволило избежать многих вопросов при заключении Вашингтонского морского соглашения.

    Прибывшие на конференцию посланники Микадо заявили, что «Муцу» вступил в строй в сентябре 1921 года и даже успел пройти 2500 испытательных миль.

    Поэтому не попадает под ограничения для строящихся линкоров. Как и подобает джентльменам от большой политики, на слово никто никому не верил. Но из-за отсутствия твердых улик расклад сложился в пользу Японии: второй корабль типа «Нагато» избежал разделки на металлолом. Если бы участники конференции знали истинную цену этих 40000-тонных машин, они бы сделали все, чтобы избавиться от обоих. Изменив условия предстоящей сделки.



  • Великолепный «Нагато»… Первый в мире линкор с 410-мм пушками, от которого остолбенели сами англичане. Пока в Туманном Альбионе подсчитывали прибыль с продажи морских вооружений, японцы обучились всему. И превзошли своих покровителей. Мало говорили – много делали Победа в Русско-японской войне принесла японцам титул крупной морской державы. Однако линейный флот Японии на 100 % состоял из броненосцев, построенных за рубежом. Ровно половина из них (6 из 12) были лишены гарантийного обслуживания и требовали серьезных вложений для приведения в боеспособное состояние. Причиной тому были известные обстоятельства. После падения Порт-Артура и залпов Цусимы японцы захватили, подняли со дна и восстановили 17 боевых кораблей Российского Императорского флота, среди которых оказались «Варяг» и шесть броненосцев. Спустя восемь лет трофейные корабли были поставлены под расстрел из 356-мм пушек линейных крейсеров типа «Конго». Мишени пошли на дно. А сами японцы старались не упоминать о том, что стали обладателями крупнейших в мире и, вероятно, сильнейших в тот период боевых кораблей. Головной «Конго» был заложен на верфи «Виккерс» в преддверии Первой мировой войны. И стал последним японским кораблем, построенным за рубежом. Каждый последующий тип приобретал всё большую самостоятельность.

    Пока не наступил черёд «Нагато». В 1920 году японцы представили чудовищный корабль, который опередил своих ровесников минимум на десятилетие. Главный калибр 16 дюймов, защищенность по лучшим стандартам эпохи и заявленная скорость 23 узла. Такого сочетания параметров не было ни у кого! Реальные характеристики «Нагато» стали известны только в 1945 году. Когда на борт захваченного линкора поднялись американские военные и сделали массу интересных открытий. Силовые установки «стандартных линкоров» США развивали мощность около 30 000 л. с., обеспечивая эскадрам единую максимальную скорость 21 узел. По прошествии десятилетий выяснилось, что выбранный стандарт был недопустимо мал для противодействия японским линкорам.

    В машинных отделениях «Нагато» обнаружились 4 турбины суммарной мощностью 80 000 л. с., а реальная скорость японца превышала 26 узлов. Первый представитель класса быстроходных линкоров Быстрее всех американцев. Быстрее «Нельсонов» постройки конца 1920-х годов. Превосходивший в скорости даже «Куин Элизабет» – быстроходное крыло британского флота. Соперничать с японской супермашиной могли только редкие линейные крейсеры. В отличие от которых, «Нагато» не имел компромиссов в плане вооружения и защиты. Благодаря вдвое большей удельной мощности, японские линкоры тратили меньше времени на восстановление скорости после совершения маневров. Они могли поставить «палочку над Т» любой формации «стандартных бэттлшипов» или уйти от превосходящих сил, чтобы потом атаковать снова в неожиданном месте. Диктуя свою инициативу и правила боя. Другой сюрприз «Нагато» был связан со схемой его защиты. В теории она повторяла американскую концепцию «всё или ничего». Как выяснилось позднее, японский корабль имел защищенные оконечности. История с «Нагато» – полный провал западных разведок, грозивший серьезными последствиями в сражениях. Напоминание о том, какими принципами всегда руководствуются вооруженные силы Японии. Последняя шутка была связана с орудиями 41 cm/45, которые весной 1922 года в срочном порядке сменили обозначение на 40 cm/45. По условиям Вашингтонского соглашения главный калибр линкоров не должен был превышать 16 дюймов (406 мм).

    Сущие мелочи, несколько лишних миллиметров. Но маленькая ложь превратилась в крупную аферу. В следующий раз под обозначением 40 cm/45 велось создание 460-мм орудий для линкоров «Ямато». С завесой секретности вокруг «Ямато» самураи явно перестарались. В какой-то момент следовало раскрыть карты, чтобы извлечь максимум пользы из ситуации. Появление на ТВД таких кораблей могло заставить противника соблюдать меры предосторожности и замедлить темпы наступления. Затратив неадекватные усилия на нейтрализацию угрозы, по типу истории с «Тирпицем». Сами янки бросились бы строить суперлинкоры с артиллерией 500 мм – в ущерб остальным задачам. Для страны, которая могла позволить себе строительство «Алясок», такой проект пришелся бы в самый раз. Но японцам была не нужна скандальная слава. Они хранили выдержку и спокойствие в ожидании артиллерийской дуэли, где смогут удивить противника главным калибром. Противник, конечно, удивился, но было поздно Ни скорость кораблей, ни калибр пушек, ни фокусы с заменой башен у крейсеров – ничто не могло спасти Императорский флот. Причину бесславного разгрома следует искать в том, что по значению ВВП Японская империя в пять раз уступала США. Если смотреть на ситуацию с позиций нашего времени, то соотношение ВВП России и Японии описывается совсем иной пропорцией. Сейчас японские претензии вновь направлены в нашу сторону. И, как показывает исторический опыт, это весьма непростой противник. Оценки противостояния на море обычно сводятся к упоминанию Цусимы. Но, господа, тут такое дело. Для повторения Цусимы необходим хотя бы равный по численности флот. Морское сражение не может состояться, если у одного из противников отсутствуют корабли. Ведь по численности боеспособного корабельного состава Тихоокеанский флот уступает ВМС Японии в 25–30 раз. Единственной угрозой может быть ситуация, когда соотношение сил примет абсолютный перевес. И тогда последуют попытки силового решения территориальных споров.

    На которые будет некому и совершенно нечем возразить.

    Начинать ядерный конфликт из-за таких мелочей? Проще уголовное дело завести. Или сообщат, что давно хотели подарить острова.

    Таков возможный публичный ответ на конференции «Россия и Япония: 120 лет взаимной дружбы», проведенной где-нибудь в Сиэтле. Но довольно злых шуток. Давайте обратимся к фактам. Сочтём за честь иметь такого противника Восточные соседи не хвастают тем, чего у них нет. Зато они не говорят о том, что у них есть. Все, что достоверно известно о ВМС Японии – они прячут корабли и занижают характеристики оружия. Примером может быть несуразная классификация корабельного состава, в которой 250-метровые авианесущие корабли выдаются за «эсминцы». После спуска «эсминцев» на воду последовала ожидаемая весть о заключении контракта на приобретение истребителей с вертикальным взлетом. При этом новость поступила от производителя из США. Японское оборонное ведомство до последнего хранило молчание. Впрочем, здесь удивляться нечему. Какие ассоциации у вас вызывает фраза «опытное» или «вспомогательное судно»? Килектор, морской буксир или проваливший испытания корабль-долгострой, который было приказано принять в «опытно-боевую эксплуатацию»? На верхней иллюстрации – опытовое судно «Виктор Чероков» (пр. 20360 ОС), недостроенный плавкран-погрузчик боеприпасов, превращенный в стенд для испытаний торпедного оружия. На нижней – не учтенный ни в одном из списков ракетный эсминец JS Asuka (опытовое судно ASE-6102).

    На его борту «проходят испытания» радары АФАР и подпалубные ракетные установки. Вместе с самым современным морским оружием продолжают испытываться газотурбинная ЭУ, гидролокаторы и противолодочный вертолет. Мы привыкли, что значимые события ОПК получают огласку с высоких трибун. У нас всенародно выбирают названия для сверхсекретного оружия! Обсуждают скорость и дальность полета ракет. И сколько «Калибров» будет на новых корветах. Значимые достижения японских военных остаются вне публичного пространства. Не имеет аналогов? Сложно поверить, что никто из японских руководящих лиц, в погонах или без погон, не соизволил покрасоваться перед камерами на фоне таких «игрушек». А там было на что посмотреть. Так, исходя из совокупности доступных сведений, корпуса японских подлодок изготавливаются из стали с пределом текучести 1100 МПа. Применение таких материалов в кораблестроении считается проблематичным (на грани невозможного), по причине неудовлетворительных сварочных качеств. Однако «Кавасаки» и «Мицубиси Хэви Индастриз», похоже, давно раскрыли секрет и обладают необходимыми технологиями. Предельная глубина погружения для субмарин «Сорю» и «Тайгей» при таких условиях может достигать 900 м. Самые глубоководные в мире боевые корабли. В противном случае (при сохранении глубины погружения на уровне прежних значений) применение высокопрочной стали NS110 означает значительное сокращение массы корпуса. Выделившиеся резервы расходуются на повышение других неизвестных характеристик. Многие ли знают о том, что в Японии ведется серийная постройка субмарин с литийионными батареями в качестве единого источника энергии для подводного хода? Исключительно дорогостоящие подводные «теслы», не имеющие равных среди других проектов дизель-электрических субмарин. Первая из таких подлодок («Орю») скромно вступила в строй в прошлом году.

    И все подумали, что это смелый эксперимент. Но сейчас таких единиц уже три. Самая свежая – головная НАПЛ следующего поколения «Тайгей» была спущена на воду в октябре 2020 года. Спуск на воду японских боевых кораблей всегда имел фактор неожиданности. Обычная практика – отсутствие официальных названий до момента вступления в строй. В отличие от отечественных традиций, где закладка одной днищевой секции сопровождается громкими фанфарами и обещаниями, что корабль вступит в строй к двадцатому году. Одним из последних сюрпризов стал «Кумано». Первый из фрегатов нового типа 30FFM, спущенный на воду в ноябре 2020 года. Примечательно, что «Кумано» является вторым представителем серии. Головной безымянный фрегат, известный на западе как FFM-1, по неизвестной причине не появился в назначенный срок. Несмываемый позор для японских кораблестроителей – с момента закладки прошел целый год, а он до сих пор не спущен на воду! Заявленное водоизмещение «Кумано» составляет 5500 тонн. С его появлением стало ясно, каким будет облик ВМС Японии во второй четверти ХХI века. Построив 28 эсминцев по устаревшим технологиям конца 90-х и начала нулевых годов, японцы перешли к новым стандартам. В проекте 30FFM используется другая архитектура корпуса и надстройки.

    Автоматизация и технологии дополненной реальности (AR) в системах управления кораблем привели к дальнейшему сокращению численности экипажа – до 90 чел. Заявлено, что за последующие десять лет будет построено 22 таких компактных фрегата с расширенными возможностями. Проект 30FFM будет включать в себя несколько подсерий.

    Эпилог Опыт – это то, что получаем, когда не получаем, что хотим. Наблюдения за японцами дают возможность понять истинную цену обещаний. Как должно выглядеть настоящее «усиление присутствия в океане». По крайней мере, благодаря им, у нас имеется четкий ориентир. Что касается параноидальной секретности, то Япония слишком долго находилась в положении слабого. Японцы научились вести скрытную подготовку, чтобы не вызвать преждевременного гнева соперников.

    Зачастую молчание выглядит слишком наигранно. Но, как показывает практика, оно было залогом всех громких и неожиданных побед японского флота. В отличие от нас, где секретность концентрируется только на том, куда ушли выделенные средства. В русской традиции присутствует уважение к тем, кто мало говорит и действует. В то же время утаивание названия строящихся кораблей – это явно не то, на что следует обращать первоочередное внимание. У нас – свои красивые традиции и церемонии, связанные с военной техникой. Единственное, что здесь действительно можно перенять у японцев, так это то, чтобы между закладкой киля и вступлением корабля в строй проходило как можно меньше времени.


Tags: army, new
Subscribe

promo maxho january 1, 2019 00:00
Buy for 10 tokens
Невиданный аттракцион щедрости, всего за 10 жетонов можно разместить здесь свой промо-блок. Ввиду широко применяемых баннерорезок, промо-блок может быть не видим, но за 20 жетонов я вставлю ваш промо-блок в пост.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments