MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Category:

Оружие на пол, всем лежать мордой в пол

  • Многоцелевые атомные подлодки типа Astute. Проблемы и их причины © Головная АПЛ типа Astute накануне спуска на воду, июнь 2007 г. В настоящее время в подводных силах Королевского ВМФ Великобритании числится семь многоцелевых атомных подлодок. Три из них относятся к старому проекту Trafalgar, четыре другие построены по современному Astute. Строительство таких АПЛ продолжается, и в ближайшие годы флот получит еще три вымпела. При этом программа разработки и строительства новых подлодок неоднократно сталкивалась с различными проблемами. В поисках замены Первую попытку создания перспективной АПЛ для замены «Трафальгара» предприняли в середине восьмидесятых годов. Работы по проекту SSN20 продолжались до начала девяностых годов и показывали определенные успехи, но были прекращены в связи с изменением военно-политической обстановки. Вместо строительства совершенно новых лодок предложили разработать проект модернизации имеющихся. Он получил обозначение Batch 2 Trafalgar-class (B2TC). Тендер на создание B2TC объявили в 1993 г. В середине 1995-го военное ведомство приняло предварительные проекты от участников и начало их изучение. В марте 1997 г. победителем тендера объявили совместный проект компаний GEC-Marconi и BMT Ltd. На этом этапе проект B2TC переименовали в Astute («Проницательный» или «Коварный»). Так же планировалось назвать головную подлодку новой постройки. HMS Astute на ходовых испытаниях, ноябрь 2009 г. Любопытно, что к этому времени КВМФ пересмотрел свои планы. Подлодки Astute предлагалось оснастить рядом новых систем и средств, включая перспективный ядерный реактор. Из-за этого пришлось пересмотреть конструкцию прочного корпуса и внести массу других изменений. В итоге модернизация существующей подлодки превратилась в полноценный новый проект, и в контракт на выполнение работ внесли соответствующие изменения. Строительство трех первых кораблей оценили в 2,4 млрд фунтов стерлингов.

    Головным исполнителем работ по проекту Astute была компания GEC-Marconi, в 1999 г. вошедшая в состав вновь образованной BAE Systems. Строительство планировалось развернуть на верфи в г.

    Барроу-ин-Фернесс (ныне BAE Systems Submarines). Закладка головного корабля HMS Astute должна была состояться в конце девяностых годов, по готовности проекта. Первые проблемы Проект «Проницательный» столкнулся с проблемами уже на стадии разработки технической документации. С целью упрощения и ускорения работ было принято решение о применение CAD-систем – впервые в истории британского подводного флота. Освоение таких средств оказалось непростым и небыстрым делом, и проект стал отставать от графика. С этими проблемами справились и наработали необходимый опыт. "Проницательный" запускает ракету Tomahawk, ноябрь 2011 г. В течение девяностых годов верфь в Барроу-ин-Фернесс страдала от сокращения военных заказов и регулярно сокращала персонал. В начале десятилетия на заводе работало более 13 тыс. человек, а к 2001 г. осталось только 3 тыс. специалистов. Для строительства новых подлодок пришлось восстанавливать производственные мощности и создавать новые рабочие места. Такие меры позволили начать строительство головного корабля. Его закладка состоялась 31 января 2001 г. – с существенным отставанием от изначального графика. Соответственно, задерживалась и ожидаемая дата сдачи подлодки.

    В дальнейшем возникли новые проблемы, результатом которых опять стало смещение сроков. Осенью 2002 г. министерство обороны и BAE Systems в совместном докладе раскрыли проблемы текущей программы. По состоянию на август 2002 г., программа строительства отставала от изначального графика почти на три года, а ее стоимость превысила расчетную. По условиям контракта, расходы сверх установленной сметы должна была взять на себя компания-подрядчик. HMS Ambush - второй корабль проекта, декабрь 2013 г. Минобороны и BAE Systems пришли к выводу о невозможности продолжения работ по существующему контракту. Из-за этого в конце 2003 г. появился обновленный договор. Заказчик согласился увеличить стоимость проекта на 430 млн фунтов, а подрядчик должен был вложить в строительство 250 миллионов. Кроме того, на правах консультанта и помощника к работам привлекли американскую компанию General Dynamics Electric Boat. Успешные меры Привлечение иностранных специалистов с большим опытом дало желаемый результат. Они помогли освоить CAD-системы и усовершенствовать проект. Кроме того, с их помощью обновили и оптимизировали технологии строительства. Так, в проекте Astute предлагался модульный принцип сборки. Он предусматривал строительство отдельных секций прочного корпуса с насыщением необходимым оборудованием с последующей стыковкой в единую конструкцию. Модули для головной лодки изготавливались в горизонтальном положении, однако это посчитали неудобным. Для первого серийного корабля пришлось разрабатывать новую технологию: при этом металлическое «кольцо» в ходе сборки стояло на торце. Изменение технологий строительства привело к новым трудностям, которые удалось преодолеть с помощью GDEB. АПЛ Ambush, вид на корму Программа Astute все еще выбивалась из графика и с трудом укладывалась в установленные финансовые рамки, но теперь можно было рассчитывать на удачное завершение работ. Первым реальным доказательством этого стал спуск на воду головной лодки HMS Astute в 2007 г. Ограниченная серия Закладка головной подлодки HMS Astute (S119) состоялась 31 января 2001 г. Из-за трудностей инженерного, технологического и организационного характера, а также из-за переработки проекта при участии GDEB корабль достроили и спустили на воду только в июне 2007 г. Еще три года ушли на испытания и исправления недочетов. Первая АПЛ своего проекта вошла в строй 27 августа 2010 г. Строительство первой серийной лодки HMS Ambush (S120) начали в октябре 2003 г. Ее спустили на воду в самом начале 2011-го, а сдали 1 марта 2013 г. Третий корпус серии, HMS Artful (S121), строили с марта 2005 г. по май 2014-го. В 2016 г. эта АПЛ пополнила состав КВМФ. В апреле 2020 г. заказчику передали четвертую подлодку HMS Audacious (S122), заложенную в 2009-м и спущенную в 2017-м. HMS Ambush у борта судна обеспечения RFA Diligence, апрель 2013 г. В 2009 г., через несколько месяцев после старта строительства HMS Audacious, Комитет по обороне Палаты общин выпустил доклад с предварительными результатами программы Astute. Выяснилось, что строительство лодок отстает от первоначального графика на 57 месяцев – почти на 5 лет. Строительство трех первых АПЛ обошлось в 3,9 млрд фунтов, т.е. на 53% больше изначальной сметы. В связи с этим подрядчикам приказали принять меры и ускорить строительство подлодок, а также сократить их стоимость. Эти задачи, в целом, были выполнены, но новый этап исправлений и улучшений занял определенное время и сказался на сроках сдачи готовых кораблей. Планы на будущее 13 октября 2011 г. в Барроу-ин-Фернесс состоялась закладка пятой АПЛ типа Astute. 11 декабря 2020 г. ее «крестили» под именем HMS Anson (S123). C июля 2013 г. продолжается строительство следующего корпуса – HMS Agamemnon (S124). После значительного перерыва, в мае 2018 г., заложили седьмую и последнюю из запланированных подлодок. Ее назвали HMS Agincourt (S125). Подлодка Audacious на стапеле, июль 2013 г. После ряда неудач девяностых-двухтысячных годов, своими силами и при помощи специалистов из США британские кораблестроители все же смогли наладить технологический цикл по производству современных многоцелевых АПЛ. Впрочем, эти процессы не позволили кардинальным образом изменить сроки строительства. Каждая из лодок типа Astute по-прежнему остается «долгостроем» и требует нескольких лет труда. Согласно актуальным планам, в 2021-22 гг. на ходовые испытания выйдет подлодка Anson. Ее сдадут не позднее 2023-24 гг. Следующий корабль спустят на воду только в будущем, а на службу он попадет только к 2025-му. Всю серию из семи АПЛ предполагается достроить, испытать и ввести в боевой состав только в 2026 г. Учитывая события прошлого, необходимо заметить, что это только текущие планы – реальный итог работы может быть иным. Причины неудач Программа разработки и строительства новых многоцелевых подлодок типа BT2C / Astute стартовала 27 лет назад, но до сих пор не дала всех желаемых результатов. Из семи необходимых АПЛ флот получил только четыре, а поставка оставшихся состоится позже. Нетрудно подсчитать, что последний корабль сдадут через 25 лет после закладки головного. Это можно назвать рекордом, но КВМФ и промышленность вряд ли будут им гордиться.

    Церемония крещения подлодки HMS Anson, 11 декабря 2020 г. Предпосылкой к будущим сложностям стало желание заказчика построить новые подлодки с применением передовых технологий и компонентов. Их разработка и освоение предсказуемо требовали немало сил, времени и денег. Однако при составлении первоначальных планов не удалось предугадать всю сложность поставленных задач, что в итоге привело к сдвигу сроков и к росту стоимости программы. При этом следует помнить, что разработка B2TC велась в девяностых годах, когда оборонный бюджет Великобритании серьезно сократился – а вместе с ним и траты на текущие и перспективные проекты. Среди прочего, это привело к сокращениям персонала в конструкторских бюро и на заводах, которым предстояло участвовать в строительстве. Решить эти проблемы удалось только к концу двухтысячных годов. Таким образом, проект Astute на всех основных этапах сталкивался с характерными трудностями разного рода, которые постоянно мешали его успешному продолжению. К настоящему времени от основной их части удалось избавиться, но ситуация все равно не стала идеальной. Удастся ли изменить ее в будущем и сместить какие-либо этапы программы не вправо, как обычно, а влево, неизвестно. Что касается заказчика и исполнителя, то они давно растеряли весь оптимизм.
  • Винтовка Грина: первая среди российских «казнозарядок»… © Винтовка Грина. Курок взведён. (Institute of Military Technology in Titusville, Florida) «Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся», – внятно выговорил Левша, перекрестился и умер» Н. С. Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Российская ружейная драма. Сразу оговоримся, что на самом деле чистке оружия и его сбережению в российской императорской армии уделялось очень большое внимание. Так что все слова Лескова про «кирпич» из области фантазии. То есть так могло быть и даже наверняка где-то и было, но было вопреки уставу и в нарушение правил. А вот то, что отставание в области вооружений было налицо – несомненно. И вот сегодня мы наконец-то начнём публикацию серии статей о том, каким образом это отставание после Восточной войны преодолевалось. Причём на ВО уже были статьи (и много!), посвящённые винтовке Мосина и даже штыку к нему. Но не было материалов о том, что было после того, как в 1856 году на вооружение была принята капсюльная винтовка калибром в шесть линий.

    В 1959 году была разработана, а в 1860 году на вооружение поступила казачья винтовка – на основе пехотного и драгунского образцов, и… вот на этом-то история дульнозарядного стрелкового оружия в России завершилась. До наших военных наконец-то дошло, что время такого оружия прошло, и нужно перевооружать армию винтовками, что заряжаются с казны. А где их взять? Подходящий образец отыскался в том же 1859 году в США. Подходящий в том смысле, что отвечал требованиям наших военных: это должна была быть капсюльная винтовка, в которую можно было бы сравнительно легко и дёшево переделать имеющиеся дульнозарядные винтовки. Патроны к ней, как и раньше, должны были бы клеиться в войсках, ну и простой она должна была быть, чтобы наши «тупые» солдаты могли бы ей пользоваться. Почему-то вот такое суждение существовало у наших господ офицеров относительно наших «солдатушек-бравых ребятушек». То о них говорили, что «пальцы солдат слишком грубы», и они станут терять капсюли к капсюльным ружьям. То, когда выяснили, что нет, не грубы, и капсюли никто не теряет, и надеваются они отлично – стали утверждать, что рядового пехотинца трудно научить пользоваться прицелом стрелковой винтовки, имевшим деления от 200 до 1200 шагов. Поэтому для пехотной винтовки прицел был сделан всего на 600 шагов, а для драгунской – на 800! И это после Крымской войны, где, как известно, французский штуцер Тувенена показал хорошую прицельную меткость на дальности до 1100 м! Ну а теперь стали говорить, мол… что-то сложнее капсюльной винтовки нечего нашему солдату и предлагать. Но уж пусть тогда, как и на Западе, заряжаться она будет с казны. Откуда у нас повелось такое странное недоверие к своему же солдату, мы сейчас выяснять не будем. Однако то, что именно из-за него наши верховные военные чины старались выбирать оружие, пусть не самое хорошее, но зато самое простое и дешёвое, несомненно. Впрочем, не только наши. В США американская кавалерия после Гражданской войны получила на вооружение однозарядный карабин «Спрингфилд», хотя уже существовали и семизарядный «Спенсер», и 12-зарядный «Винчестер». Но… дорого, «солдаты не смогут с этим оружием управляться». Ну да, ковбои могли, а вот солдаты – те почему-то не смогут. Зато в необходимости выпушек, разноцветных мундиров, султанов и латунной амуниции никто не сомневался! Так что лозунгом дня стала «простота» (которая часто бывает хуже воровства!) и… чтобы патроны клеили сами же солдаты. Тут, кстати, следует вспомнить, что накануне войны нашим солдатам для практических стрельб выдавалось по 10 патронов в год! А теперь давайте подумаем: сколько времени нужно было для того, чтобы склеить такой патрон, набить его порохом и закрепить в нём пулю? Ну, допустим, что шесть минут. Значит, трудясь непрерывно, солдат мог сделать эти самые 10 патронов всего за один час. А за восемь часов – 80! Однако такого не было. То есть драить пуговицы время находилось, а вот наготовить патронов, чтобы научить солдата хорошо стрелять – увы, нет. Так что, как видите, удовлетворить царских генералов тогда было довольно-таки сложно. Однако подходящий для испытаний образец всё же был найден – и не где-нибудь поблизости, а всё там же в США. Это была однозарядная винтовка, заряжавшаяся с казённой части, разработанная подполковником армии США Джеймсом Дарреллом Грином.

    Винтовка Грина была первой винтовкой с продольно-скользящим затвором, принятой на вооружение армии Соединённых Штатов и использовавшейся в ходе Гражданской войны между Севером и Югом. Причём винтовка эта была ну очень оригинальной, даже уникальной в своем роде! Запатентовал Грин её 17 ноября 1857 года патентом США № 18634, ну а готовый к использованию образец получился у него два года спустя… Патент на систему Грина (Патентное ведомство США) В винтовке Грина использовался нетрадиционный патрон, в котором пуля размещалась позади пороха, что делало необычным и сам процесс стрельбы. Она также имела ещё и овальное сечение канала ствола по системе Чарльза Ланкастера. Овальный канал ствола закручивался по всей длине её ствола, обеспечивая вращение пули. Она же оказалась и первой винтовкой малого калибра (13,5-мм), принятой на вооружение армии США, и единственной винтовкой с овальной сверловкой в американской армии. Винтовка Грина (Institute of Military Technology in Titusville, Florida) В мае 1862 года капитан Томас Джексон Родман из Министерства вооружений США провёл испытания винтовки Грина и… раскритиковал её конструкцию, отметив, что расположение капсюля снизу неудобно, поскольку они легко сваливаются с брандтрубки. Странная конструкция патентованного патрона Грина так же усложняла пользование винтовкой. Но несмотря на негативный прием, министерство вооружений США всё же заключило контракт на поставку 900 винтовок Грина по цене 36,96 долларов за штуку, что было значительно дороже, чем тогдашние мушкеты. Винтовки были доставлены в вашингтонский арсенал в марте 1863 года, где так и оставались на протяжении всей Гражданской войны в США. В декабре 1869 года они были переданы в арсенал Нью-Йорка и остались там на хранении, а затем проданы с аукциона в 1895 году уже как исторические раритеты. Правда, около 250 винтовок были, видимо, проданы ополченцам в Массачусетсе в начале Гражданской войны, потому что пули патентованных патронов Грина были затем обнаружены на поле битвы при Антиетаме – по всей видимости, эти винтовки там использовались. И так бы и осталась эта винтовка в числе оружейных курьёзов «великой ружейной драмы США», если бы на неё непонятно почему (или, напротив, очень понятно почему) не обратило внимание русское правительство, заказавшее у Грина 2100 ружей (по американским данным – 3000) для испытаний в России, и ещё он получил небольшой контракт на 350 винтовок из Египта. Поскольку у Грина не было собственных производственных мощностей, производством винтовок занималась Оружейная палата A.H. Waters в Миллбери, штат Массачусетс. С 1859 до начала 1860-х годов было произведено около 4500 винтовок. Итак, что это было за оружие, раз оно столь приглянулось нашим военным? Здесь нужно отметить её главную особенность: Грин озаботился проблемой надёжной обтюрации традиционного бумажного патрона и создал винтовку, стрелявшую его собственными патентованными бумажными патронами калибра .53. Патроны эти были уникальны тем, что порох в них располагался перед пулей, а не за ней. Идея заключалась в том, что при стрельбе перед патроном будет находиться ещё одна отдельная пуля – и вот она-то и полетит вперёд, тогда как задняя пуля расширится под давлением пороховых газов и будет играть роль обтюратора. Патрон Грина Из-за нестандартной конструкции патрона нетрадиционными являлись в этой винтовке и сам затвор, и порядок стрельбы из этой винтовки. Затвор представлял собой конструкцию, состоявшую из двух частей: внешнего затвора и расположенного внутри него поршня. Внешний затвор был полым, что позволяло поршню перемещаться по нему вперёд-назад, причём рукоятка затвора была соединена с поршнем. Затвор открыт. Вид сверху (Institute of Military Technology in Titusville, Florida) Чтобы выстрелить, нужно было нажать на кнопку предохранителя, расположенную позади затвора, освободив тем самым затвор, затем повернуть его вверх, отвести назад и поместить в патронник пулю без патрона. Затем, не поворачивая рукоятку затвора, двигать её вперед, чтобы поршень мог протолкнуть пулю в патронник до упора. Затвор закрыт. Вид сверху (Institute of Military Technology in Titusville, Florida) Затем рукоятка затвора снова отводилась назад, и на этот раз в ствольную коробку нужно было уложить уже патрон с пулей. Теперь поршень опять следовало толкнуть вперёд, чтобы поместить его в патронник. После этого затвор закрывался поворотом рукоятки вправо. Винтовка Грина. Затвор открыт. (Institute of Military Technology in Titusville, Florida) Для выстрела нижний кольцевой курок должен был быть взведён наполовину, а на конус брандтрубки надет капсюль.

    Затем курок следовало взвести уже полностью – наконец, из винтовки можно было стрелять, нажав на спусковой крючок. После выстрела процесс стрельбы должен был повторяться, причём последняя пуля всегда оставалась в стволе, и при этом было видно, что она там. Как уже отмечалось, при взведении курка ударный капсюль ничем не удерживался на брандтрубке и мог с неё легко свалиться от сотрясения. В Россию были поставлены ружья с длиной ствола 35 дюймов (87,5 см) и общей длиной 153 см (без штыка), а со штыком – 198 см. Вес винтовки составлял 4300 г без штыка и 4650 г со штыком. Драгунский вариант традиционно был легче и короче. В винтовке в США использовались гладкие цилиндрические пули, а в России – цилиндроконические с тремя желобками, в которые набивалась осалка. (Institute of Military Technology in Titusville, Florida) И что выяснилось по итогам испытания этой винтовки у нас? Что двухпульная система запирания ствола работает плохо. Если пуля расширялась не очень сильно, газы всё равно прорывались назад, а если очень, то пулю невозможно становилось протолкнуть из патронника дальше в ствол и приходилось её выколачивать из него назад шомполом. Величина же расширения пули зависела от слишком уж многих переменных величин: состава свинца, состава пороха, его количества в заряде, то есть от факторов, унифицировать которые при тогдашнем уровне технологий не представлялось возможным. Хотя – да, патроны к ней, равно как и пули, всё так же можно было изготавливать непосредственно в войсках руками солдат. В итоге эту винтовку на вооружение российской армии так и не приняли – первый блин в области военного сотрудничества России и США в середине XIX века вышел комом… P.S. Автор и администрация сайта выражают благодарность куратору Института военной технологии (Титусвиль, Флорида) Кори Вадропу за разрешение использовать фотографии из его статьи, с сайта TFB. P.S.S. Не так давно решил снова попытать счастье в ГИМе (Государственном историческом музее), попросил разрешение использовать фото с их сайта в качестве иллюстраций для моих статей на ВО. Ответ такой: цена за фото 2-го класса, то есть не для полиграфической печати, а в электронных СМИ – 17 500 рублей за одну штуку! Комментарии, как говорится, тут излишни! А ещё у нас наверху что-то говорят о патриотическом воспитании наших граждан на славных примерах истории… Продолжение следует…

Tags: army, new
Subscribe

promo maxho january 1, 2019 00:00
Buy for 10 tokens
Невиданный аттракцион щедрости, всего за 10 жетонов можно разместить здесь свой промо-блок. Ввиду широко применяемых баннерорезок, промо-блок может быть не видим, но за 20 жетонов я вставлю ваш промо-блок в пост.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments