MAXHO (maxho) wrote,
MAXHO
maxho

Category:

Оружие на пол, всем лежать мордой в пол


  • Тема 5044: разработка советских 45-мм и 76-мм подкалиберных снарядов в 1941 году © Снимок не совсем соответствует времени повествования в статье, но именно наработки НИИ-48 стали одной из основ развития советских подкалиберных противотанковых боеприпасов в дальнейшем.


  • На фото: артиллерийский расчёт 76,2-мм дивизионного орудия ЗИС-3 образца 1942 года под командованием старшины Нурмухамедова ведёт бой на территории Померании. Боец на переднем плане (по всей видимости помощник заряжающего) держит в руках унитарный патрон УБР-354П со снарядом 53-БР-350П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа). Источник: waralbum.ru По французским лекалам В первые месяцы войны в руках советских специалистов оказались трофейный образец 47-мм подкалиберного снаряда несуществующей к тому времени польской армии и немецкая памятка о применении патронов с 37-мм специальным бронебойным снарядом образца «40».

    Раздобыть реальный образец немецкого подкалиберного снаряда не удалось, поэтому инженерам пришлось пользоваться переводным руководством. В нём, в частности, немецкими специалистами было написано: Эти боеприпасы служат для борьбы с особо прочно-бронированными целями на дистанции от 0 до 300 метров. На дистанциях, превышающих 300 метров, применение этих боеприпасов бесполезно; поэтому при стрельбе на дистанции, превышающие 300 метров, следует применять нормальные бронебойные снаряды.

    Расчёт советских артиллеристов ведёт огонь из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года (53-К) по немецкому танку на улице деревни.

    Номер расчёта подаёт заряжающему 45-мм подкалиберный снаряд. Источник: waralbum.ru Этот тезис очень наглядно демонстрирует реальное преимущество подкалиберных снарядов, которые некоторыми экспертами считаются чуть ли не абсолютным оружием против советской бронетехники. На основании данных немецкой методички и единственного трофейного 37-мм польского снаряда Главное артиллерийское управление Красной Армии предложило разработать собственные аналоги. В конце августа 1941 года с этой нетривиальной задачей обратились в НИИ-24 или, как он более известен, «Броневой институт». Инженерам по понятным причинам не удалось восстановить чертёж 37-мм немецкого подкалиберного снаряда, а вот с 47-мм польским справиться смогли. Оказалось, что трофейный образец подкалиберного снаряда представлял из себя точную копию 47-мм аналогичного снаряда французской фирмы «Комиссан».

    В итоге было решено разработать отечественные варианты бронебойных подкалиберных для 45-мм и 76-мм в полном соответствии с французскими лекалами. Совершенно секретно В НИИ-24 тема разработки отечественных подкалиберных снарядов получила номер 5044 и название «45-мм и 76-мм бронебойные подкалиберные снаряды по типу снарядов французской фирмы «Комиссан». Надо отметить, что инженерам удалось создать и испытать прототипы уже к сентябрю 1941 года. Особо подчеркну – боеприпасы разработали и изготовили опытную партию всего за несколько недель! 45-мм снаряд получил внутренний шифр 2-1742. Боеприпас весил 850 грамм, из которых на твердосплавный сердечник приходилось 270 грамм. Для 76-мм подкалиберного снаряда отрядили индекс 2-1741, и он, естественно, отличался большей массой в 3,65 кг, из которых на сердечник приходилось чуть более полутора килограммов. 45-мм подкалиберный опытный снаряд. Чертёж 2-1742. Источник: Отчет НИИ-48 Изготовлением прототипов по чертежам НИИ-24 занимались в опытном заводе, прикреплённом к институту. В общей сложности получилось 40 подкалиберных снарядов по 20 экземпляров каждого калибра.

    В качестве сердечника для 45-мм и 76-мм снарядов использовалась единая инструментальная легированная сталь ХВГ, представляющая собой сплав из вольфрама (1,49 %), хрома (1 %), серы (0,023 %), фосфора (0,011 %), кремния (0,24 %), марганца (0,24 %) и углерода (0,97 %). Всё остальное, естественно, занимало железо. Главными легирующими элементами были хром и вольфрам. Поддон подкалиберного снаряда изготавливался из стали ст35, и он был идентичен материалу сердечника, за исключением дорогостоящих хрома и вольфрама. 76,2-мм подкалиберный опытный снаряд. Чертёж 2-1741. Источник: Отчет НИИ-48 Кратко о термической обработке материала сердечника бронебойных снарядов. Во многом именно этот процесс обуславливал механические свойства стали. В соответствии с технологией в первую очередь заготовку сердечника подвергали закалке.

    Технологии термообработки для 45-мм и 76-мм отличались незначительно. Первоначально изделия нагревали до 600 градусов, затем грели до 830 градусах в течение 50 минут (сердечник 76-мм снаряда нагревали 1 час) и, наконец, выдерживали при максимальной температуре 10-15 минут. Вот в процедуре охлаждения были значимые отличия. Меньшую по калибру заготовку охлаждали в керосине, а большую – в воде температурой 45 градусов. После закалки сердечника следовал отпуск. Изделия снова нагревали до 220-230 градусов, выдерживали полтора часа и медленно охлаждали на воздухе. Испытания 45-мм калибра Огневые испытания образцов подкалиберных снарядов прошли 6-7 сентября 1941 года на Софринском полигоне и оказались обескураживающими. Задание испытателям было следующее: Согласно программы испытаний необходимо было определить бронепробиваемость снарядов до 300 метров и одновременно произвести подбор нормальных зарядов по давлению с определением начальной скорости и падения скорости на дистанции 300 метров. В качестве мишени были выбраны бронеплиты толщиной 50, 60 и 70 мм, установленные под углом 30 градусов. Били по ним опытными снарядами с дистанции 100-200 метров из 45-мм пушки образца 1932 года, 76-мм полковой пушки образца 1927 года и 76-мм дивизионной пушки образца 1902/30 года. Последние два орудия, прямо скажем, не самые противотанковые и не самые свежие. Испытатели подсчитали даже количество выстрелов, которые произвели пушки перед испытанием подкалиберных снарядов: для 45-мм орудия – 1717 выстрелов, для самой изношенной 76-мм образца 1927 года – 3632 и для 76-мм образца 1902/30 – 1531. 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года, используемая для испытаний опытных снарядов. Источник: ru.wikipedia.org Выводы по огневым испытаниям были неутешительные. 45-мм подкалиберные снаряды с дистанции 100-200 метров не смогли пробить 50-мм бронеплиту в четырёх случаях из одиннадцати. Испытатели зафиксировали всего одно кондиционное сквозное поражение и целых шесть несквозных. При этом начальная скорость боеприпаса приближалась к 950 м/с. Испытатели отметили, что стрельба 45-мм снарядами сопровождалась большим рассеиванием, причиной которого стал неустойчивый полёт боеприпаса вследствие срезания пояска или провёртывания сердечника. Обычный бронебойный или, как его назвали, 45-мм снаряд «штатного чертежа» не смог поразить аналогичную броню. Неудачные вывод Подкалиберными 76-мм снарядами били по бронелистам из двух пушек. Короткоствольная полковая пушка ожидаемо не смогла разогнать бронебойный снаряд до скоростей выше 535 м/с, что негативно сказалось на эффективности. Тем не менее 50-мм гомогенную броню опытный снаряд пробил в отличие от штатного боеприпаса аналогичного калибра. Для 50-мм цементированной бронеплиты из трёх попаданий кондиционным засчитали только одно. Против 60-мм цементированной плиты новый подкалиберный снаряд был бессилен. Дивизионная пушка образца 1902/30 года за счёт длинного ствола сообщала противотанковому снаряду гораздо большую начальную скорость – 950 м/с.

    По 50-мм цементированной броне снаряд даже не испытывали, очевидно, было понимание его избыточной мощи. Десять раз выстрелили по 60-мм цементированной, из которых девять не засчитали, и только один снаряд прошил цель насквозь. Против более толстой 70-мм брони зафиксировали 2 некондиционных поражения. Во всех эпизодах испытаний обстрел вёлся с 100-200 метров. 76-мм полковая пушка образца 1927 года, используемая в испытаниях. Не самый лучший образец для борьбы с танками. Источник: ru.wikipedia.org Теперь перейдём к выводам главного разработчика снарядов НИИ-24. Инженеры решили, что снаряды подобной конструкции не показали преимущества перед штатными бронебойными боеприпасами. Мало того, по мнению НИИ-24: «Дальнейшие работы вообще по подкалиберным снарядам в случае изготовления сердечника (активного снаряда) из инструментальной или конструкционной стали с удельным весом порядка 7,84 следует прекратить». Вот так оборонная промышленность СССР чуть не лишилась самого прогрессивного противотанкового типа снаряда! Инженеры НИИ-24 утверждали в отчёте, что к такому выводу они пришли, не только испытывая собственные снаряды, но и исследуя трофейные образцы. Немецкий сердечник содержал вольфрама до 75 %, имел удельный вес 16,5 и твёрдость по Роквеллу около 70 единиц, но и он не смог впечатлить отечественных оружейников. Правда, в совершенно секретном отчёте инженеры не раскрыли, чем конкретно не угодил им немецкий боеприпас. Не всё так плохо Призрак надежды на дальнейшее развитие отечественных подкалиберных снарядов даёт последний пункт в заключении НИИ-24: Работы по окончательному уточнению о целесообразности применения подкалиберных бронебойных снарядов следует вести в том случае, когда будет положительно решён вопрос о производстве в достаточном количестве твёрдых сплавов для нужд снарядной промышленности и решена задача о возможности механической обработки сердечников из твёрдых сплавов для подобных снарядов в массовом производстве. Для марта 1942 года, когда был подписан отчёт, убийственное пожелание, прямо говоря. С трудом удавалось организовать производство на эвакуированных предприятиях, а тут требование освоить массовую обработку вольфрамовых сплавов. 76-мм дивизионная пушка образца 1902/30 года. Источник: ru.wikipedia.org В Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления с интересом прочли отчёт, и один из военных инженеров от руки написал на титульном листе: В отчёте не указаны коэффициенты сопротивления плит, по которым производилось испытание. Скорости, при которых велись испытания, перепутаны, и не понятно, какой толщине брони соответствуют.




  • Эти данные будут уточнены в НИИ-24. Заключение НИИ-24 правильное в части оценки результатов и в части применения в данной конструкции сердечника с удельным весом 7-8 и неверное в части отказа от поисков новых более совершенных конструкций подкалиберных снарядов, дающих возможность своей конструкцией заменить «тяжёлый» сердечник. Отчёт принять к сведению. Возможно, именно этот военный эксперт, подпись которого не разобрать, спас отечественные бронебойные подкалиберные снаряды.

  • Боевые самолеты. Дитя семи глупых нянек © История появления этого самолета уже не то сказка, не то анекдот. Время от времени даже в такой высокоорганизованной и иерархичной стране, как Япония, что-то начинало сбоить в головах и появлялись такие проекты, ознакомившись с которыми начинаешь разводить руками. И таких проектов у японцев было много.


  • Вообще их армия и флот очень сильно, на мой взгляд, были подвержены влиянию идей универсальности. И здесь, с одной стороны, было просто огромное поле для работы, с другой, видимо обусловлено особенностями психологии, начинались такие перекосы, что… Впрочем – судите сами. Ходит у нас пословица такая, что если у китайского пионера нет в жизни проблем, то он обязан их сам себе создать и с честью преодолеть. Примерно так обстояло дело в середине 30-х годов прошлого столетия в японском МГШ (Морской Генеральный штаб) в плане понимания концепции применения гидропланов. Японские адмиралы всерьез пытались найти тех, кто создаст универсальный гидроплан, самолет, который будет «все в одном». Катапультный гидросамолет, который будет выполнять функции разведчика, истребителя, бомбардировщика (желательно – пикирующего). Бред? А вот и нет. У японцев почти получилось. Все понимающие скажут, что дьявол сидит в слове «почти» и будут правы. Но венец этой затеи, поплавковый гидросамолет Mitsubishi F1M (об этом уникуме тоже будет разбор полетов) почти что стал таким универсалом. Задуманный как корректировщик, он использовался как разведчик (только летал не так далеко, как хотелось бы), на нем японцы пытались воевать, как на истребителе, благо, маневренность и скорость были вполне (а воевать было нечем, два пулемета 7,7-мм – это смешно), бомбардировщик, который мог спикировать – тоже возможно (только две бомбы по 60 кг и дальность – несерьезно). В общем, универсал получился, но был он такой… Смешной. Был еще Aichi E13A1, который, как и собрат из «Мицубиси» провоевал всю войну, стартуя с катапульт почти всех кораблей, оснащенных таковыми. Моноплан Е13А1 мог поднимать две бомбы весом до 250 кг, и «висеть» в воздухе до 10 часов, но не умел пикировать и при появлении любых истребителей противника становился очень легкой жертвой. И, самое забавное, что когда Е13А1 еще не пошел в серию, ему по указанию японских адмиралов уже начали готовить замену. Ну очень хотелось японскому флоту иметь такой универсальный самолет. Потому было дано техзадание на его разработку путем сращивания проектов трехместного разведчика-корректировщика Е13А1 и двухместного бомбардировщика Е12А, который в серию не пошел. Что хотели адмиралы – это была просто прелесть! Самолет должен был быть монопланом со складывающимися крыльями, весом не более 4 тонн (это чтобы с катапульт взлетать), у него должно было быть приличное курсовое вооружение истребителя, он мог нести бомбы весом до 250 кг, обладать дальностью и автономностью на 10 часов полета. Слава богу, строго не оговаривались летные характеристики и число членов экипажа. Конкурса, обычного для японского флота, не было. Добровольцем-победителем была назначена фирма «Айчи», и два конструктора, Йошиширо Мацуо и Ясусиpо Одзава, «виновные» в разработке Е12А и Е13А в 1940 году начали соображать третий самолет. У них получилось не очень быстро, но получилось, и «Экспериментальный двухместный разведывательный гидросамолет Тип 14» был готов в мае 1942 г. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию. Двигатель Mitsubishi MK8Е Kinsei 51 мощностью 1300 л.с. обещал неплохие летные характеристики, плюс самолет облегчили где только можно, в том числе, убрав одного члена экипажа. Экипаж состоял из пилота и штурмана-наблюдателя-стрелка. Со штурмана хотя бы сняли обязанности по руководству, по традиции японского флота, именно штурман всегда был командиром экипажа самолета морской авиации. Вооружение… Стандартные два синхронных пулемета 7,7-мм и такой же пулемет для обороны задней полусферы. То есть – для 1942 года ни о чем. Зато самолет научили пикировать по всем правилам, оснастив воздушными тормозами. Правда, тормоза установили не в крыле, как это было принято в мире, а… в поплавках! Конструкторы решили не ослаблять крыло врезками и установкой приводов. В итоге воздушные тормоза (по 2 штуки) устанавливались на передних стойках поплавков вертикально и раскрывались с помощью гидравлики. Военные, посмотрев на все это, сказали «маловато будет!».

    И раз конструкторы оставили крылья без лишней механизации, то в них установили 20-мм пушки «Тип 99» с боекомплектом 100 снарядов на ствол. А задний пулеметик 7,7-мм потребовали заменить на 13,2-мм. Бомбовая нагрузка была не очень богатой: или одна 250-кг бомбу на подфюзеляжной подвеске или четыре 60-кг бомбы под крыльями. Бомбометание с пикирования под углом до 60 градусов предполагалось только с подкрыльевых бомбодержателей попарно, потому что подвеска под фюзеляжем не имела механизма выноса бомбы из области, ометаемой винтом.

    Так что сброс 250-кг бомбы предполагался либо с горизонтального полета, либо с очень пологого пикирования до 30 градусов. Когда все работы по приведению самолета в должное состояние были закончены, он получил официальное название Е16А1 и собственное имя «Zuiun», что означало «Благоприятное облако». С двумя-то пушками и бомбой 250-кг – очень благоприятное облако такое… Война тем временем шла, и не в пользу Японии, потому выпуск был осложнен многими факторами. Вообще в серию «Зуйюн» пошел только в 1944 году, хоть и в самом начале. Всего с января 1944 по май 1945 года было изготовлено 256 самолетов, включая предсерийные прототипы. Учитывая состояние японского флота, встал вопрос о том, куда определить новые самолеты.

    Кораблей уже не хватало. Выручило начавшееся производство кораблей-носителей самолетов, но не авианосцев, как, например, переделанные в этот гибрид тяжелый крейсер «Могами», у которого вместо двух напрочь разбитых кормовых башен оборудовали летную палубу с катапультами. Вот на «Могами» должно было базироваться крыло из 12 «Зуйюнов». Правда, количество размещенных самолетов оказалось меньше, всего четыре Е13А1 и три F1M2.

    Примерно так же поступили с линкорами «Исе» и «Хиуга», у которых тоже была удалена часть артиллерийского вооружения в обмен на размещение самолетов. В итоге появились откровенные уроды, не линкоры и не авианосцы, но о них вообще отдельный разговор. А к тому моменту, как «Зуйюны» попали в свои кокутаи и летчики прошли обучение, увы, превосходство американской авиации было неоспоримым. И повсеместное применение «Зуйюнов» стало просто невозможным, поскольку «Хеллкеты» и «корсары» рвали в небе все, что не махало крыльями. Потому новый самолет решили сделать ночным. Больше шансов уцелеть и нанести хоть какой-то да урон противнику. Боевое крещение «Дзуйюны» получили в ночь с 22 на 23 ноября 1944 года, когда группа из 17 самолетов атаковала американский десант на Филиппинах, у города Таклобан. Неприятным сюрпризом для японцев стали радары, по которым навелись ночные истребители американцев, которые совместно с зенитками сбили три самолета. Какие были реальные результаты налета, история умалчивает. На следующую ночь решили повторить. Очевидная глупость, американцы это доказали, сбив 7 из 12 самолетов. Далее были такие же «успешные» атаки американских десантов на островах в проливе Канигао, острове Лейте, острове Панай. 21 декабря 11 «Зуйюнов» атаковали вражеские корабли у города Сан Хосе. Тут был достигнут первый успех, когда один из подбитых Е16А врезался в транспорт «Juan de Fuca» и очень серьезно его повредил. А потери составили 4 самолета, включая этот камикадзе. Ночью 26 декабря случилась первая подтвержденная воздушная победа. Да не просто самолет, а P-61 «Black Widow». Экипаж пилота Миямото Хейджиро и стрелка Накадзимы Хироши рапортовал о том, что сбил «Черную вдову», атакуя снизу-сзади огнем крыльевых пушек. Здесь интересно то, что американцы подтверждают победу японского экипажа, в данном районе действительно пропал Р-61 лейтенанта Юджина Килли из 418-й эскадрильи. «Зуйюны» использовали по ночам на всей линии соприкосновения с американскими войсками. 30 января (естественно, ночью) 250-кг бомбу от Е16А получил транспорт «Simeon G. Reed» класса «Либерти», стоявший у берега возле острова Илин.

    Бомба нанесла серьезные повреждения, но экипаж смог выбросить корабль на мель и тем самым спасти его. В марте 1945 года «Зуйюны» приняли самое активное участие в битве за Окинаву. В основном целями становились десантные суда и катера, которым были опасны 60-кг бомбы.

    Здесь потери от ночной деятельности были меньше, чем у других самолетов, но только потому, что поняв суть Е16А, командование не бросало их на хорошо защищенные цели. Естественно, под конец войны «Божественный ветер» не мог не коснуться этих гидросамолетов. Был сформирован ударный отряд «Кайтай-1» из 18 самолетов Е16А. Отряд предполагалось использовать у Окинавы, но принять участие в атаках камикадзе «Зуйюны» не смогли по ряду причин, отряд был расформирован, а самолеты передали в качестве пополнения в другие части. В целом, за полтора года применения, особенных заслуг у самолета не оказалось.




  • Это и понятно, поскольку универсальность «Зуйюна» была его слабым местом. Хотя, стоит отметить, что именно этот самолет как никто другой, соответствовал роли многоцелевого универсального гидроплана. Это неоспоримо. Самолет действительно мог сбрасывать бомбы с пикирования, мог бомбить с горизонтального полета, мог при удачном стечении обстоятельств сбить вражеский самолет или проштурмовать катер или транспорт. Мог вести разведку или работать корректировщиком. Весь вопрос заключался в том, насколько хорошо «Зуйюн» мог все это делать. Как уже стало понятно, все было весьма и весьма удовлетворительно. Бомбовая нагрузка по-хорошему была страшна для подводных лодок и мелких десантных судов, но в десантный катер еще попасть нужно. Скорость откровенно небольшая, но впечатляла дальность полета. В общем – действительно середнячок. Но мы не будем забывать, что в первую очередь это гидросамолет. Способный взлетать с катапульты, с воды, приводняться и так далее. А вот для этого класса Е16А был вполне себе приличным самолетом. Но все-таки идея сделать его годным для всего - не самая удачная. Хотя самолет был неплох для гидроплана и получился весьма элегантным на вид. ЛТХ Е16А1 Размах крыла, м: 12,81 Длина, м: 10,83 Высота, м: 4,74 Площадь крыла, м2: 28,00 Масса, кг - пустого самолета: 2 713 - нормальная взлетная: 3 900 - максимальная взлетная: 4 553 Двигатель: 1 х Мitsubishi МК8N Kinsei 54 х 1300 л.с. Максимальная скорость, км/ч: 448 Крейсерская скорость, км/ч: 352 Практическая дальность, км: 2 420 Максимальная скороподъемность, м/мин: 655 Практический потолок, м: 10 280 Экипаж, чел: 2 Вооружение: - две 20-мм кpыльевые пушки тип 99; - один 13,2-мм пулемет тип 2; - одна бомба 250 кг или четыре бомбы по 60 кг.

  • Модернизация продолжается: система ПРО А-135 в 2020 году © РЛС "Дон-2Н" В настоящее время оборонная промышленности и вооруженные силы продолжают модернизацию системы противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района А-135 «Амур». Проводятся различные мероприятия по обновлению, замене и испытаниям компонентов этой системы, и в ближайшем будущем ожидается значительное повышение ее потенциала. В процессе модернизации Текущий проект обновления системы А-135 продолжается уже несколько лет. Как сообщалось ранее, его целью является последовательная модернизация всех компонентов системы с целью повышения их характеристик и расширения возможностей «Амура» в целом.


  • Важной особенностью текущей модернизации является проведение работ без снятия системы с боевого дежурства. Кроме того, существующие компоненты системы дополняются новым эшелоном, расширяющим ее общие возможности. Возможный облик пусковой установки системы А-235 Одной из актуальных задач является создание и доводка модернизированных и принципиально новых ракет-перехватчиков. Проектирование таких изделий завершено, и проводятся летные испытания. В феврале этого года командир дивизии ПРО 1-й армии ПВО-ПРО ВКС генерал-майор Сергей Грабчук рассказал об успешном продолжении отработки перспективных противоракет. В ближайшем будущем эти изделия поступят на вооружение. Процесс модернизации продолжается и потребует некоторого времени. В середине прошлого года руководство Минобороны указало, что работы завершатся в 2022 г. В дальнейшем сроки выполнения работ не корректировались, что может говорить о полном соответствии работ установленному графику. Летные испытания Самой заметной частью текущей модернизации «Амура» являются летные испытания модернизированных и новых противоракет. После таких мероприятий Минобороны публикует эффектные кадры, стабильно привлекающие внимание специалистов и общественности. Кроме того, регулярно о новых испытаниях в нашей стране сообщают зарубежные источники, в т.ч. государственные структуры. Подготовка к испытательному пуску 29 октября 2020 г. Так, первые в 2020 г. новости о тестовом пуске противоракеты поступили именно из-за границы.

    В середине апреля Космическое командование США сообщило о проведении запуска ракеты системы А-235 «Нудоль». Утверждалось, что это изделие относится к классу противоспутникового оружия и способно поражать космические аппараты на орбитах высотой до 1500-2000 км. Противоракету с такими возможностями считают настоящим вызовом интересам США.

    Зарубежные сообщения о проведении испытательного пуска в середине апреля не получили подтверждения с российской стороны. Проводились ли какие-либо испытания отечественной ПРО в этот период – неизвестно. Первый в этом году пуск противоракеты, о котором рассказали открыто, состоялся только 28 октября. Новая ракета, тип которой не уточнялся, была запущена на полигоне Сары-Шаган (Казахстан). Изделие подтвердило заложенные характеристики, а боевой расчет успешно справился с задачей поражения условной цели с заданной точностью. 26 ноября состоялся новый испытательный полет противоракеты неназванного типа. Этот пуск тоже завершился поражением условной цели и был признан успешным. Как и ранее, точные характеристики испытываемой ракеты-перехватчика, параметры цели и другие ключевые особенности испытаний не сообщались. Согласно разным оценкам и предположениям, нынешние пуски проводятся с целью испытаний и отработки новой версии противоракеты. На базе изделия 53Т6, изначально входившего в состав А-135, создана ракета-перехватчик 53Т6М с более высокими характеристиками. Испытания этой противоракеты начались несколько лет назад и продолжаются до сих пор. По их итогам она должна будет войти в состав системы ПРО и заменить наличные ракеты старого типа. Наземные компоненты Интересен тот факт, что в этом году Минобороны не сообщало о проведении работ по модернизации наземных компонентов системы А-135 – хотя в прошлом такие новости поступали регулярно. Это может говорить о завершении необходимых мероприятий и получении желаемых результатов. Вероятно, обновление комплексов с целью повышения характеристик и для обеспечения совместимости с новыми противоракетами успешно выполнено. Важно, что подобные мероприятия проводились без прекращения боевого дежурства. Регулярно осуществлялись тренировки по обнаружению и условному перехвату целей, по проводке космических объектов и т.д.

    Также российская система ПРО следила за отечественными и зарубежными запусками баллистических ракет. Контейнер с ракетой, задействованные в испытаниях 26 ноября 2020 г. Из новостей последнего времени следует, что система «Амур» нуждается в новых объектах. В первую очередь, необходимо организовать – построить или переделать из существующих – площадки для последующего развертывания комплексов «Нудоль».

    Настоящее и будущее Завершающийся 2020 г.

    был важным периодом для отечественной противоракетной обороны, однако пока обошлось без качественных и количественных прорывов. Продолжается штатная работа по слежению за воздушным и космическим пространством с целью своевременного выявления угроз и реагирования на них. Параллельно проводятся работы по модернизации наличных компонентов ПРО и по созданию новых. Можно представить, что будет в следующем 2021 г. Продолжая дежурство, система ПРО «Амур» опять будет получать новые компоненты. Вполне возможно, что именно в следующем году новая противоракета будет принята на вооружение и поставлена на дежурство – если это не произойдет до конца текущего года. Также следует ожидать новые испытательные пуски, учебные мероприятия и т.д. Текущая программа модернизации будет завершена в 2022 г. Ее желаемые результаты уже известны. Боевое дежурство будет нести обновленная РЛС «Дон-2Н» с повышенными рабочими характеристиками и увеличенным быстродействием. С ее помощью и под управлением центрального командно-вычислительного пункта будут использоваться огневые комплексы с ракетами двух типов. На вооружение поступит модернизированная противоракета ближнего перехвата 53Т6М с дальностью 20-100 км. Ее дополнят подвижным комплексом А-235 с большей дальностью и, вероятно, с возможностью перехвата орбитальных целей. В том же 2022 г. ожидается поступление на боевое дежурство двух новых РЛС системы предупреждения о ракетном нападении семейства «Воронеж». Объекты в Республике Коми и Мурманской области будут следить за северным и северо-западным направлением. Вместе с другими РЛС СПРН они будут выдавать системе «Амур» данные о потенциально опасных объектах.




  • Таким образом, прямо сейчас завершается один этап истории системы противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района – и начинается следующий. Эти процессы идут в плановом порядке и с соблюдением всех мер секретности. Впрочем, отсутствие регулярных и подробных отчетов не мешает достижению желаемых результатов. И в назначенные сроки отечественная система ПРО приобретет новые возможности.

  • Новый французский авианосец – пустая трата времени и средств? © Именем де Голля Франция имеет на вооружении один авианосец (не считая универсальных десантных кораблей). Водоизмещение авианосца Charles de Gaulle – 42 000 тонн, что значительно больше, чем у итальянских Giuseppe Garibaldi и Cavour.


  • На борту корабля могут базироваться до 40 летательных аппаратов. Основой его авиагруппы является истребитель Dassault Rafale. Машина интересная, знаковая для Европы, и в целом представляющая собой на данный момент вершину развития истребителей четвёртого поколения (близкие «по духу» Eurofighter Typhoon, но в отличие от него только начинают получать современные РЛС с активной фазированной антенной решёткой). Отметившийся в сирийской кампании Charles de Gaulle – корабль далеко не старый. Его ввели в эксплуатацию в 2001 году. Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» ввели в эксплуатацию в 1991-м. При этом по последним данным из озвученного ТАСС источника в судостроении – о списании пока что речь не идёт. Более того, в 2022 году модернизированный корабль должен выйти на ходовые испытания… Программа Porte Avion Nouvelle Generation При этом французы понимают, что Charles de Gaulle не вечен. О его замене говорили и раньше, только делалось это в качестве пространных предположений. Сейчас же руководство Пятой Республики взялось за дело всерьёз.

    Как сообщил блог Центра анализа стратегий и технологий, во время своего недавнего выступления на головном предприятии французской атомной промышленной корпорации Framatome в городе Ле-Крёзо Эмманюэль Макрон сказал о старте практической реализации программы Porte Avion Nouvelle Generation (PANG), предполагающей разработку и постройку перспективного авианосца для французских ВМС.

    Корабль получит ядерную силовую установку. Лидер Франции заявляет: Как вы знаете, Charles de Gaulle завершит службу в 2038 году. Вот почему я решил, что будущий авианосец, которым будет вооружена наша страна и наш флот, будет ядерным, как и Charles de Gaulle. Ваш завод в Ле-Крёзо, который на протяжении своей долгой истории производил оборудование, необходимое для нашего флота, будет производить, среди прочего, несколько основных частей ядерного реактора будущего авианосца, выковывая и обрабатывая их прямо здесь. Этим выбором мы подтверждаем стремление Франции сохранить свою стратегическую независимость. Показанные изображения дают общее представление о том, каким видят корабль. Сразу ясно, что Франция не хочет строить «Шарль де Голль номер два». Как, впрочем, и условный аналог нового британского авианосца типа Queen Elizabeth: лишённый, как известно, стартовой катапульты. И использующий в качестве основы авиакрыла истребители с укороченным взлётом и вертикальной посадкой F-35B: c довольно ограниченным (на фоне полноценного палубника F-35C) боевым радиусом. В отличие от «британца» французский корабль должен получить три электромагнитных стартовых катапульты типа EMALS и аэрофинишеры AAG: всё как на новейшем американском авианосце «Джеральд Форд». Правда, Porte Avion Nouvelle Generation, или PANG (название программы, по которой создают корабль) будет всё же меньше заокеанского визави. Если водоизмещение (полное) последнего составляет 100 тысяч тонн, то авианосец ВМС Франции будет иметь 75 тысяч тонн, что, впрочем, намного больше, чем у теперешнего французского авианосца. Предполагается, что длина создаваемого по программе PANG корабля составит 300 метров, а ширина – 30. В основе силовой установки должны лежать два ядерных реактора типа К22, имеющие тепловую мощность по 220 МВт каждый. Скорость полного хода авианосца составит примерно 27 узлов. В состав экипажа войдут две тысячи человек. Корабль получит одну крупную надстройку и радиолокационный комплекс Thales SeaFire, имеющий четыре неподвижных АФАР на надстройке. Для защиты от атак с воздуха корабль сможет применять зенитные ракеты Aster и несколько артиллерийских 40-мм зенитных комплексов Thales/Nexter RapidFire. Что касается авиагруппы, то её основу, как и можно было предположить, будет представлять истребитель нового поколения (чаще всего эту машину рассматривают как представителя шестого поколения), создаваемый в рамках программы Future Combat Air System. Если верить макету, представленному на Ле-Бурже 2019 (который, очевидно, олицетворяет лишь общее виденье авиастроителями текущей ситуации) – это довольно крупная опционально пилотируемая машина, которая сможет нести очень широкий набор вооружений и получит беспилотных ведомых. Всего на борту перспективного корабля смогут базироваться около 30 таких машин. Помимо истребителей авианосец сможет нести несколько самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye, вертолёты и БПЛА. Использовать их будут при помощи двух крупных подъёмников. В эксплуатацию корабль хотят ввести в 2038 году. Море иллюзий Конечно, перевооружение флота – дело важное и нужное. Тем более что Франция рассматривает себя как возможного политического лидера ЕС. Однако не стоит забывать и про другую сторону вопроса. В 2022-м в Пятой Республики должны пройти президентские выборы. И столкнувшийся с серьёзными и зачастую неразрешимыми вызовами Эмманюэль Макрон всячески старается заявить о себе. Могла ли программа PANG начать реализовываться без Макрона и его тезиса о необходимости европейского оборонного суверенитета? Возможно. Однако нужно понимать, что строительство крупных кораблей – объективно не главная забота современной Франции. В этой связи примечательней всего история с новой атомной подлодкой для ВМС страны Suffren – головного корабля типа Barracuda. Её заложили в 2007 году и передали ВМС лишь в ноябре 2020-го. С заложенным в 2009 году вторым кораблём серии история примерно схожа. Даже на фоне испытывающего очень большие трудности российского судостроения такие темпы, что называется, «ни в какие ворота». Лучше у Пятой Республики обстоят дела со строительством надводных кораблей: Naval Group, напомним, недавно спустила на воду последний фрегат типа FREMM, предназначенный для ВМС Франции. Это десятый фрегат FREMM, построенный Naval Group, и девятый – предназначенный для Военно-морских сил Франции. Однако нужно понимать, что одно дело – строительство фрегатов, а другое – крупного атомного авианосца совершенно нового типа. Цели и задачи для которого, кстати, только предстоит определить: пока что потенциал авианосца выглядит совершенно избыточным. Возможно, французы со временем решат пойти другим путём, более рациональным. Построив больше одного авианосца, но с меньшим водоизмещением. Чтобы один из кораблей всегда находился в строю, в то время как другой будет проходить ремонт и модернизацию. Ещё одну интересную идею в прошлом году выдвинула председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, предложив создать общеевропейский авианосец. Сейчас это больше похожа на шутку, однако со временем инициатива может показаться вполне разумной. По крайней мере, такая программа имела бы символичный характер, чего не скажешь про PANG. «Чисто» французский авианосец может стать символом только чрезмерных (для одной страны) трат, постоянных переносов сроков и несбывшихся иллюзий о возрождении былого величия.


Tags: army, new
Subscribe

promo maxho january 1, 2019 00:00
Buy for 10 tokens
Невиданный аттракцион щедрости, всего за 10 жетонов можно разместить здесь свой промо-блок. Ввиду широко применяемых баннерорезок, промо-блок может быть не видим, но за 20 жетонов я вставлю ваш промо-блок в пост.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments